Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборная кампания в Мурманске


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.

Кирилл Кобрин: Кампания по выборам мэра Мурманска проходит в условиях, выражаясь языком политологов, "распыления административного ресурса". Губернатор области Михаил Евдокимов не поддержал официального кандидата партии "Единая Россия", нынешнего мэра города Михаила Савченко, ставленника одной из крупных областных промышленных группировок. Другим кандидатом на ключевую чиновничью должность стал заместитель губернатора области Сергей Субботин, формально - беспартийный, но также имеющий политическое и административное влияние. Противоборство между ними проходит с применением так называемых черных избирательных технологий. И, по мнению только что побывавшего в Мурманске эксперта по региональной политике Александра Кынева, с которым беседовал мой коллега Андрей Шарый, в любом случае негативно сказывается на позициях федерального центра.

Александр Кынев: Ситуация в Мурманске одна из самых интересных на тех выборах, которые состоятся 1 марта. Очевидно, наблюдается раскол регионального инициативного ресурса, который выражается в том, что в выборах, с одной стороны, участвует действующий мэр господин Савченко, а, с другой стороны, выдвинулся заместитель губернатора Сергей Субботин, который идет как самовыдвиженец, он беспартийный кандидат. В выборах президента Российской Федерации он возглавлял региональный избирательный штаб кандидата Дмитрия Анатольевича Медведева. Выборы традиционно проходили в регионе всегда очень конкурентно. Представлено большое количество как федеральных, так и региональных бизнес-групп. И сложилась ситуация, когда городская организация "Единой России" в Мурманске контролируется одной из таких группировок, лидером которой является местный строительный магнат господин Веллер. Одна из групп, контролирующая городскую организацию, решила выдвинуть от "Единой России" своего кандидата, отправив документы в Москву, и получила там согласие. Было совершенно понятно, что поскольку ситуация конкурентная, реальных элит групп в регионе много, другие группы будут выдвигать своих кандидатов. Федеральное руководство "Единой России" в подобной ситуации, тем не менее, решило принять однозначную позицию - поддержать одного конкретного кандидата, причем, используя самые разные механизмы.
По какой-то причине в Мурманске конкурировать свободно представителям разных групп решили не давать. Решили силой навязывать определенного кандидата. При этом отношения Савченко с губернатором области Евдокимовым, замом которого как раз является Субботин, который выдвигается, всегда были сложными.

Андрей Шарый: По какой причине не дали, как вы думаете?

Александр Кынев: Причин может быть несколько. Я не уверен, что какая-то из них является доминирующей. Возможно, что они дополняют друг друга. Есть как бы некий общий тренд на усиление, что называется, вертикали во всех ее видах в условиях кризиса. Борьба за ресурсы резко обостряется. Ресурсов меньше, на всех их уже не хватает, соответственно, ценность ресурсов... Мы понимаем, что власть - это ресурс, потому что это бюджетные потоки, возможность кому-то помогать, а кому-то не помогать, это возможность пересматривать ставки арендной платы, к примеру, условия соглашения, оказание каких-то услуг. Все это, конечно, определяется, в том числе, органами муниципальной власти, а региональный центр почти всегда и везде - это крупный региональный город.
На мой взгляд, имеет место взаимное сочетание целого ряда интересов и конфликтов. Потому что, подчеркиваю, Савченко изначально был избран мэров в свое время в борьбе с другим кандидатом. Победил он тогда с не очень убедительным перевесом. Фактически губернатор поддерживал не его, а другого кандидата. Разрыв был маленький. То, что на следующих выборах со стороны областной администрации может появиться новый кандидат, было, в общем, ожидаемо и предсказуемо. В этой ситуации было понятно, что ситуация чревата скандалом. Почему на скандал решили идти? Другой вопрос. Либо это фактор, исключительно связанный со стремлением бороться любой ценой за укрепление вертикали, партийную дисциплину даже тогда, когда это наносит публичный ущерб. Губернатор Евдокимов, который является ветераном губернаторского корпуса на сегодняшний день, человеком, который несколько раз избирался на прямых выборах, а сейчас как бы назначен по представлению президента на очередной срок, в этой ситауции публично выступил с обвинениями в адрес городской администрации. То есть, с одной стороны, попытался дистанцироваться от прямой поддержки Сергея Субботина, но при этом достаточно резко критикует городскую администрацию за неэффективность работы. Уникальный случай, когда глава региона публично говорит о фактах административного давления на избирателей, на бюджетников в городе. Речь идет о попытке привлечении к агитации учеников школ, чтобы они агитировали своих родителей. Речь идет о препятствовании в агитационной деятельности кандидата.
В течение последних лет с большими нарушениями в городе шла приватизация объектов муниципальной собственности, скажем. Коммунальные сети были странным образом переданы из муниципальных учреждений в некие коммерческие предприятия, в которых значимые доли имущества принадлежат лицам, тесно связанных с нынешней городской администрацией. Очень скандальная история с фактической приватизацией крупнейшей городской гостиницы "Арктика", где находились многие офисы, где шли достаточно немалые деньги от сдачи в аренду помещений. Сейчас помещение фактически не приносят никакого дохода. Оно стоит в центре города, как живой упрек экономической политики администрации. Так что, конфликтов достаточно много. Мы понимаем, что в любом городе всегда очень много недовольных среди малого и среднего бизнеса, да и в целом рейтинг доверия к власти не очень, скажем, высок. Подчеркиваю, это все-таки Мурманск, не Северный Кавказ. Жестко выстроить кого-то, навязать что-то просто невозможно. Здесь гораздо более самостоятельное и независимое население.

Андрей Шарый: Что вам говорит опыт политолога? Чем все это может кончится?

Александр Кынев: Сам по себе характер борьбы говорит о неопределенности результатов. И то, что все это привело к публичному федеральному скандалу и попыткам публичной дискредитации самого губернатора, когда материалы вышли в федеральных газетах, включая "Российскую газету", было, конечно, давление на региональную власть с тем, чтобы она как бы не препятствовала ведению кампании конкретного кандидата. Все это отражает очень сильную нервозность. И тот вал "черного" пиара, который сейчас захлестнул Мурманск, это прямое следствие, видимо, примерно равной борьбы, по большому счету, неопределенности результатов.
Что интересно - выборы-то двухтуровые. Во второй тур выходят только два кандидата, а их всего сейчас девять. Это означает, что все голоса, которые сейчас распыляются между иными претендентами, кроме Субботина и Савченко, во втором туре должны быть отданы кому-то из этих двух. Понятно, что в условиях жесткой мобилизации ресурсов, когда пытаются всю поддержку сгруппировать вокруг действующего главы, совершенно очевидно, что то, что его, то его. Если люди в этой ситуации голосуют за кого-то другого, гораздо больше шансов, что во втором туре они предпочтут его оппонента, чем его сторонника.

XS
SM
MD
LG