Советник иранского президента по вопросам культуры Джавад Шамакдари потребовал извинений от голливудских актёров и представителей американской киноиндустрии, приехавших в Иран. По словам советника, такие фильмы как "300 спартанцев" и "Борец" "оскорбительны" для иранцев. Он также рекомендовал иранским кинематографистам бойкотировать американских коллег.
Обозреватель Радио Свобода Игорь Померанцев прокомментировал эту историю: "Почему иранский культуртреггер выбрал фильм "Борец" - понятно. Положительный герой этой картины, профессиональный борец, роль которого играет Микки Рурк, по ходу сюжета встречается на ринге со старым соперником по кличке "Аятолла". Во время поединка "Аятолла" пытается удушить главного героя иранским флагом, но американец ломает древко и отбрасывает флаг. Понятно, что вызвало гнев Джавада Шамакдари, но всё равно его реакция, мягко говоря, - неумная.
С другим фильмом – "300 спартанцев" - и неумно, и непонятно. Эта картина рассказывает о битве при Фермопилах между спартанцами и персами. Спартанцы изображены благородными героями, а персы – злобными и плотоядными бестиями. В легендах и исторических трактатах древнего мира объективности – в современном смысле - не бывает. Потому цивилизованные люди читают их со здоровой долей скепсиса. На исторические мифы светские культуры отвечают мифами, а не министерскими декретами. Но в истории с "300 спартанцами" любопытно другое. Исламские радикалы, правящие Ираном уже 30 лет, к персидскому – доисламскому прошлому –относятся настороженно. Из этого прошлого до сих пор тянет вином, оно не стесняется чувственности, оно с почтением относится к поэтам и мыслителям, по нему гуляет вольный дух. Иранские аятоллы ХХI века не опережают персов, а отстают от них. Они смотрят персам в затылок тяжёлым хмурым взглядом".
Обозреватель Радио Свобода Игорь Померанцев прокомментировал эту историю: "Почему иранский культуртреггер выбрал фильм "Борец" - понятно. Положительный герой этой картины, профессиональный борец, роль которого играет Микки Рурк, по ходу сюжета встречается на ринге со старым соперником по кличке "Аятолла". Во время поединка "Аятолла" пытается удушить главного героя иранским флагом, но американец ломает древко и отбрасывает флаг. Понятно, что вызвало гнев Джавада Шамакдари, но всё равно его реакция, мягко говоря, - неумная.
С другим фильмом – "300 спартанцев" - и неумно, и непонятно. Эта картина рассказывает о битве при Фермопилах между спартанцами и персами. Спартанцы изображены благородными героями, а персы – злобными и плотоядными бестиями. В легендах и исторических трактатах древнего мира объективности – в современном смысле - не бывает. Потому цивилизованные люди читают их со здоровой долей скепсиса. На исторические мифы светские культуры отвечают мифами, а не министерскими декретами. Но в истории с "300 спартанцами" любопытно другое. Исламские радикалы, правящие Ираном уже 30 лет, к персидскому – доисламскому прошлому –относятся настороженно. Из этого прошлого до сих пор тянет вином, оно не стесняется чувственности, оно с почтением относится к поэтам и мыслителям, по нему гуляет вольный дух. Иранские аятоллы ХХI века не опережают персов, а отстают от них. Они смотрят персам в затылок тяжёлым хмурым взглядом".