Ссылки для упрощенного доступа

В Александринском театре Петербурга прошла премьера спектакля "Ксения. История любви"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Марк Крутов: В Петербурге в Александринском театре прошла премьера спектакля "Ксения. История любви" об истории жизни и чудесах покровительницы Петербурга, святой блаженной Ксении. Спектакль, несмотря на свой успех у зрителей, вызвал недовольство некоторых служителей церкви.

Татьяна Вольтская: Спектакль поставил художественный руководитель театра Валерий Фокин. Пьеса драматурга Вадима Ливанова из Тольятти "Святая блаженная Ксения Петербургская в житии" получила на конкурсе "Евразия-2007" первую премию в номинации "Пьеса для большой сцены". Автор уже говорил, что, по его мнению, в его произведении ничего крамольного нет. Она - о судьбе жившей в Петербурге в середине XVIII века Ксении Петровой, которая, в 26 лет овдовев, надела одежду мужа, внезапно умершего без покаяния, и, чтобы отмолить его душу, стала юродивой, нищенствовала, помогала людям, обрела дар прозрения. Святотатство ли это - показывать на сцене святую - священники еще не решили, но споры уже разгорелись.
Не страшно ли было играть святую? Говорит артистка Янина Лакоба.

Янина Лакоба: Я себе, честно говоря, просто дала зарок, чтобы об этом не думать. Потому что если бы я об этом думала, роль у меня не получилась бы. Я думала только о ней.

Татьяна Вольтская: А вот заведующий режиссерским управлением театра Вадим Никитин вообще не видит проблемы.

Вадим Никитин: Как это может быть - артист в образе святого? Такого не бывает. Выходит человек - Ксения. Святая-то она стала потом, канонизировали не так давно. Какая же она святая была? Ведь на нее люди пальцем указывали как на дурочку.

Татьяна Вольтская: С этим совершенно не согласен протоиерей Александр (Степанов).

Александр Степанов: Святой становится святым не тогда, когда в 1989 году или в 1990-м она была прославлена. Ведь у Бога прославление состоялось тогда, и она уже являла своим современникам всей своей жизнью вот эту полноту святости. Для меня в этом проблема и фильмов всех на евангельские сюжеты - можно ставить или нельзя? Есть, в общем, более или менее удачные попытки, вот "Страсти Христовы" последняя была, но для меня это все-таки до некоторой степени неприемлемо.

Татьяна Вольтская: Проблема, по мнению протоиерея Александра, есть и в скульптуре, и в живописи.

Александр Степанов: Святой все-таки в церковном понимании - это человек, в котором проявился Христос. Адекватное изображение Христа - это, конечно, икона, изображение до определенной степени условное, глубоко символичное, в котором не проявляются черты внешнего сходства или психологии. То есть это именно явлением средствами мира сотворенного мира горнего, мира высшего, абсолютно духовного.

Татьяна Вольтская: Тем не менее, готового ответа у отца Александра нет. Но он замечает, что даже старинные театральные представления из жизни святых, вживание в их материальный образ - это все же западная традиция, но никак не восточная.
XS
SM
MD
LG