Ссылки для упрощенного доступа

В Москве проходит Всемирный Газетный конгресс


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Андрей Шароградский: Сегодня в Москве начал свою работу Всемирный Газетный конгресс. На конгрессе побывал корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович, который сейчас в прямом эфире.


Данила, здравствуйте. Расскажите, что сегодня происходило?



Данила Гальперович: Здравствуйте. Сегодня было церемониальное открытие этого конгресса. Действительно в том здании, которое в старину называли Кремлевский дворец съездов, а теперь Государственный Кремлевский дворец, в фойе было совершенно не протолкнуться. Издателей, редакторов, журналистов - всем, кто как-то связан с мировыми масс-медиа, обещали Владимира Путина, да еще и с выступлением, поэтому, конечно, интерес был очень серьезный. Виктор Лошак, главный редактор журнала "Огонек", сказал, что, в общем, конгресс показывает, что уже к России относятся по-новому.



Виктор Лошак: Безусловно, самое главное, что мы уже не воспринимаемся миром, как какая-то африканская страна, которой нужно показывать компьютеры, рассказывать о каких-то банальных вещах, связанных со свободой слова. Сам факт проведения этого конгресса здесь об этом говорит.



Данила Гальперович: С другой стороны, российские редакторы оценивают проведение конгресса (конечно же, не все), как признание того, что Россия - это страна с достигнутой свободой прессы. Александр Пумпянский, главный редактор журнала "Новое время", считает, что вообще те, кто приехал, не слишком об этом заботятся.



Александр Пумпянский: Наша страна все еще считается страной, обладающей определенными признаками демократии, свободы печати. Процессы, которые здесь проходят, с моей точки зрения, происходит явный зажим свободы прессы, телевидения, уже всех больших каналов. Теперь активно пресса, "Известия" - последний пример. Те люди, которые здесь собрались, в этих тонкостях не очень разбираются.



Данила Гальперович: Оба главных редактора говорили на фоне буквально гудения, шума. Действительно, гостей было огромное количество. Наконец, спустя некоторое время, они вошли в зал, Владимира Путина там не было, и еще два часа официальные представители Всемирной газетной ассоциации, которые проводят этот конгресс, а также Владимир Спиваков с Государственным филармоническим оркестром развлекали пришедших, как могли, хорошей музыки было очень много. Наконец, появился Владимир Путин. Первый, кто его встретил, были действительно национал-большевики: четыре юных активиста этой партии разбросали листовки, тут же их забрала охрана. Пожалуй, Владимир Путин, если он думал, что негативные проявления в его адрес или какие-то не слишком приятные на этом закончились, то он ошибался, потому что Гэвин О ' Рейли, президент Всемирной газетной ассоциации, в своем достаточно длинном выступлении практически все время критиковал состояние свободы слова в России.



Гэвин О ' Рейли: Должен сказать, что многие члены нашей ассоциации сомневались, стоит ли проводить Всемирный конгресс прессы в Москве. Вы, без всяких сомнений, знаете, что ваша страна и ваша администрация много раз были раскритикованы за установление, по многим сообщениям, контроля над масс-медиа оказание влияния на них.



Данила Гальперович: Гэвин О ' Рейли не остановился только на этом пассаже, он в своей речи показал, что он знает в деталях состояние со свободой масс-медиа в России.



Гэвин О ' Рейли: Почему государство в России до сих пор обвиняют в том, что оно создает атмосферу, в которой журналисты должны осторожничать и помнить о самоцензуре, чтобы не быть серьезно наказанными, если они вдруг перейдут черту? Или как быть с отсутствием независимого национального телевидения, все каналы которого прямо или косвенно контролируются властью? И в то время как известные газеты переходят под контроль финансовых и промышленных групп, лояльных власти и прямо ею контролируемых, как можно спорить с утверждением, что олигархический контроль над масс-медиа просто поменяли на государственный.



Данила Гальперович: Скажу честно, впервые, пожалуй, за семь лет вообще нахождения Владимира Путина у власти кто-то при публике, под телекамерой 15-20 минут говорил ему критические замечания, находясь буквально в 10 метрах от него. Владимир Путин имел заготовленную, написанную речь, и он отвечал по-своему.



Владимир Путин: Мы с вами собрались в этом зале, который когда-то назывался Дворцом съездов Коммунистической партии, а сегодня обсуждаем проблемы свободы слова и в достаточно критическом ключе мы, хозяева, слушаем наших гостей. Такого даже представить себе было невозможно еще совсем недавно, 10 лет тому назад, 12, 15 лет тому назад. Правда, без большевиков здесь тоже, в этом зале, не обходится, но они уже действуют в другом качестве.



Данила Гальперович: Стоит добавить, что даже 15 лет назад именно человек, которого Владимир Путин называл свом духовным учителем, а именно Анатолий Собчак, именно в этом зале на съезде народных депутатов СССР вовсю уже критиковал существующие порядки. Но Владимир Путин сказал, что все равно трудности в 90-х были немалые.



Владимир Путин: Известно, что в 90-е годы на нарождающийся рынок российских СМИ пришли самые разные капиталы, в том числе те, которые с большой натяжкой можно было назвать прозрачными. У их хозяев нередко были свои, весьма далекие от потребностей общества интересы. Свободе прессы в тот период времени развития России стала угрожать уже не прежняя монопольная государственная идеология, а диктат олигархического капитала.



Данила Гальперович: Конгресс будет развиваться еще два дня, без дня начала. Вообще он рассчитан на три дня. В ходе него будет масса круглых столов, например, под таким названием "Взгляд в 2010 год: как газеты могут управлять поколением бесплатной информации". Или, например, как относиться к появлению народной журналистики.


Но первый день показал одну очень существенную вещь. Во-первых, то, что даже в Кремле Владимира Путина могут достать те, кто критикует его, скажем так, со стороны юной радикальной оппозиции, это национал-большевики, которые, в общем, при всей охране, которая была в Кремлевском дворце, туда проникли. Второе - это то, что влиятельные люди на Западе, в частности главы издательских и редакторских ассоциации, вполне отдают себе отчет, что все-таки в этом году происходит. И этот конгресс рассматривается как мероприятие, в общем-то, еще из из-за того, что в этом году Россия председательствует в "большой восьмерке". Так вот очень многие наблюдатели, выходя после первого дня конгресса, обсуждали этот момент. Если Владимиру Путину в Санкт-Петербурге предстоит столкнуться с таким же выступлением западных лидеров, какое он услышал сегодня от Гэвина О ' Рейли, то, пожалуй, эта "большая восьмерка" ему, во-первых, запомнится, во-вторых, будет большим источником новостей.


XS
SM
MD
LG