Ссылки для упрощенного доступа

Международное сообщество предложило Ирану новый план урегулирования ядерной проблемы


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский и Ян Рунов.



Андрей Шарый: Один из руководителей Европейского союза Хавьер Солана привез в Тегеран пакет предложений по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. На прошлой неделе эти предложения согласовали на встрече представителей пяти постоянных членов Совбеза ООН и Германии. Руководители как ЕС, так и ООН надеются, что новые инициативы смогут разрешить противостояние Тегерана с международным сообществом.



Андрей Шароградский: За несколько дней до поездки в Тегеран он подчеркнул, что переговоры будут сложными, и вновь предупредил иранское руководство о возможных последствиях отказа от международных инициатив.



Хавьер Солана: Если они отвергнут эти предложения, еще раз станет ясно, что Тегеран заинтересован не только в производстве энергии, но и в том, чтобы выйти на более высокий технологический уровень обогащения урана, который дает возможность начать производство ядерного оружия.



Андрей Шароградский: В Тегеране Хавьер Солана передал предложения "шестерки" главе иранского ведомства по атомной энергетике Али Лариждани. По завершении встречи Солана сказал.



Хавьер Солана: Предложения, которые делают представители международного сообщества, позволяют всем нам вести переговоры, основанные на взаимном уважении и доверии.



Андрей Шароградский: В свою очередь Лариджани положительно оценил предварительные итоги переговоров.



Али Лариждани: У нас состоялся конструктивный диалог, были представлены новые предложения, выработанные представителями шести государств. Эти предложения включают ряд позитивных, на наш взгляд, шагов. Но в пакете содержатся и некоторые двусмысленности, которые должны быть исключены.



Андрей Шароградский: Тем не менее, совершенно неизвестно, о чем шла речь на переговорах и как иранская сторона будет реагировать на предложения постоянных членов Совета безопасности ООН и Германии. За несколько дней до поездки в Тегеран Солана подчеркивал, что переговоры будут сложными, и вновь предупредил иранское руководство о возможных последствиях отказа от международных инициатив.



Хавьер Солана: Если они отвергнут эти предложения и еще раз станет ясно, что Тегеран заинтересован не только в производстве энергии, но и в том, чтобы выйти на более высокий технологический уровень обогащения Урана, который дает возможность начать производство ядерного оружия...



Андрей Шароградский: Уже сегодня, по прибытии в Тегеран, Хавьер Солана заявил, что Запад надеется начать новые отношения с Ираном на основе взаимного уважения и доверия.


Что же до иранского руководства, то министр иностранных дел этой страны Манучер Моттаки выразил очень осторожный оптимизм перед началом переговоров. Он сказал: "Если они не преследуют политизированные цели, если они с пониманием отнесутся к нашим требованиям, мы достигнем соглашения".


Напомню, пакет предложений по поводу иранской ядерной программы был разработан к 1 июня - о чем в этот день объявила министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет.



Маргарет Беккет: Есть два возможных пути. Мы призываем Иран избрать позитивный путь и всерьез рассмотреть наши предложения, которые могут принести существенные выгоды самому Ирану.



Андрей Шароградский: Содержание этого пакета предложений остается в тайне, однако предполагается, что Тегерану предложена помощь в развитии мирной ядерной программы, в частности - долгосрочные гарантии поставок в страну топлива, необходимого для атомных электростанций. В ответ Иран должен прекратить производство обогащенного урана, который можно использовать и в военных целях. Если предложение не будет принято, постоянные члены Совета безопасности ООН и Германия угрожают ввести международные санкции против Ирана; какие именно - неизвестно.


Впрочем, у Ирана тоже есть оружие - нефть. В воскресенье духовный лидер страны Аятолла Али Хомейни предупредил, что - если США предпримут, как он выразился, "неверные действия" в кризисе вокруг ядерной программы - это может привести к нарушению поставок иранской нефти. В ответ на это заявление цены на нефть подскочили, а индексы американских фондовых рынков упали. Однако экономисты считают, что таким оружием Тегеран может пользоваться лишь до известного предела - дальнейший рост цен на нефть нанесет удар не только по ее потребителям, но и по ее производителям.



Андрей Шарый: Представитель Ирана назвал многие из предложений "шестерки" позитивными, а переговоры с Хавьером Соланой - конструктивными. Что означают столь оптимистические сигналы иранского руководства - об этом с американским экспертом беседовал корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.



Ян Рунов: Как заявил на пресс-конференции в Тегеране Хавьер Солана, "предложения на столе, и мы рассчитываем получить положительный ответ, удовлетворяющий обе стороны". "Разделяете ли вы оптимизм Соланы?" - спросил я у научного сотрудника Исследовательского института внешней политики в Филадельфии Майкла Раду, возглавляющего Центр по проблемам терроризма и антитерроризма.



Майкл Раду: Нет, я не разделяю надежд Соланы, потому что подобные заявления Ирана в прошлом ни к чему не приводили. Иран издавна тянет время, то, отказываясь от переговоров, то соглашаясь на них, а пока продолжает обогащать уран и работать над созданием ядерной бомбы. Не внушает оптимизма и тот факт, что США и Англия, с одной стороны, и Франция, Россия и Китай с другой, согласовали новые предложения. Это компромиссное, поверхностное согласие. На самом деле Россия, Китай и даже Франция вряд ли согласятся на решительные меры с тем, чтобы вынудить Тегеран прекратить создание ядерного оружия.



Ян Рунов: Газета "Нью-Йорк Таймс" сообщает, что пакет предусматривает разрешение Ирану закупать запчасти для "Боингов" и "Аэробусов", и американскую сельхозтехнику. Более того, Иран, вроде бы, сможет получать атомные реакторы на лёгкой воде. Верите ли вы, что США могут пойти на такие уступки?



Майкл Раду: Я не думаю, что Иран всерьёз рассматривает возможность замораживание своей ядерной программы, а без этого США вряд ли пойдут на какие-либо уступки. Америка не согласится продавать технику Ирану до того, как появятся надёжные, проверенные свидетельства перемен в иранской ядерной политике. Я полагаю, что иранское руководство посылает обнадёживающие сигналы, чтобы затем заявить: "Вот видите, мы готовы вернуться к переговорам, но это американцы не хотят идти ни на какие уступки".



Ян Рунов: Это было мнение Майкла Раду из филадельфийского Исследовательского института внешней политики.


XS
SM
MD
LG