Юрий Жигалкин: Как долго американские войска будут нужны в Ираке: президент Буш и премьер-министр Ирака расходятся во мнении. Таковы темы уик-энда в рубрике "Сегодня в Америке".
Как долго американские войска могут остаться в Ираке? В ответ на предположение нового иракского премьера о том, что контингент коалиции может уйти из страны через полтора года, президент Буш заявил, что Соединенные Штаты готовы довести дело в Ираке до победного конца, невзирая на время. Но, как говорят наблюдатели, президенту будет нелегко выполнить эту задачу.
Слово - Аллану Давыдову.
Аллан Давыдов: Президент Буш заявил, что не уверен в том, что иракские силы в ближайшие месяцы обретут способностью обеспечивать безопасность в этой стране. Это признание прозвучало на второй день после уничтожения главы террористической сети в Ираке Абу Мусаба аз-Заркауи в результате точечного американского авиаудара.
Джордж Буш: Новость о ликвидации Заркауи меня потрясла. Я горжусь нашими военными и разведчиками, которые воздали ему по заслугам - уж очень много крови было на его руках. Но я не хочу, чтобы американцам казалось, будто устранение одного человека гарантирует победу. Нам там еще предстоит много сделать.
Аллан Давыдов: Сказал Джордж Буш во время встречи в пятницу с премьер-министром Дании Фогом Расмусеном в Кэмп-Дэвиде. В этой своей загородной резиденции американский президент собирает в понедельник ряд членов своего кабинета, дипломатов и высокопоставленных военных. Они обсудят ситуацию в Ираке, возможности и сроки передачи ключевых функций безопасности иракским силам и, соответственно, вывода оттуда американских войск. Во вторник впервые новое иракское правительство должно встретиться лицом к лицу с кабинетом Джорджа Буша - с помощью телемоста - и обсудить будущее операции.
Президент Буш сказал, что ситуация в Ираке нуждается, как он выразился, в "реалистичной оценке". Он скептически отозвался о недавнем прогнозе нового иракского премьера Нури аль-Малики, согласно которому неокрепшие еще силы безопасности Ирака к концу 2007 года будут готовы взять на себя миссию, которую сейчас несут войска возглавляемой США международной коалиции. Буш назвал Ирак страной юной демократии и сказал, что успех потребует определенного терпения.
Джордж Буш: Я бы желал как можно скорейшего вывода наших войск из Ирака. Но это будет зависеть от того, как скоро мы добьемся победы, то есть, Ирак сможет нормально функционировать, будет способна к самоуправлению и сможет самостоятельно обеспечить оборону. Именно под этим мы подразумеваем победу, и мы продвигаемся к этой цели.
Аллан Давыдов: Еще совсем недавно Буш был более оптимистично настроен в отношении развития событий в Ираке. В одном из своих радиообращений к нации в марте он выразил надежду, что уже к концу этого года иракские силы безопасности будут контролировать большую часть территории Ирака.
Сомнения американского президента в скором уходе США из Ирака крепнут в обратной пропорции уровню общественной поддержки иракской кампании. В ходе самого последнего исследования агентства "Ассошиэйтед Пресс" и исследовательской компании "Ипсос", 59 процентов опрошенных американцев заявили, что считают решение о вторжении в Ирак ошибочным.
Юрий Жигалкин: Этот опрос не учитывает естественный всплеск оптимизма, который должно было вызвать у американцев уничтожение аз Заркауи, но такие всплески в прошлом всегда уступали место общественному пессимизму, который заставлял политиков с удвоенной энергией призывать к уходу из Ирака. До сих пор одним из немногих политиков, не поддававшихся пессимистичным настроениям, был президент Буш. И сейчас он готов, как считает известный американский политолог, сотрудник Института Катона Тэд Карпентер, довести начатое в Ираке дело до победного конца.
Тэд Карпентер: Я уверен, что президент Буш намерен сохранить значительный американский военный контингент в Ираке, по крайней мере, до конца своего президентского срока, невзирая на все разрастающиеся проблемы и трудности. На мой взгляд, это недальновидная стратегия, потому что американские войска могут оказаться между двух огней в конфликте, все больше напоминающем гражданскую войну. Но президент намерен выдержать свою линию до конца, не обращая внимания на значительный риск.
Юрий Жигалкин: Как вы считаете, есть ли для этого у него политическая поддержка? Ведь, согласно опросам, американцы все более скептично оценивают перспективы иракской операции.
Тэд Карпентер: Перед президентом Бушем не маячит новая президентская кампания, и он может позволить себе не считаться с общественным мнением. Как мне кажется, он верит в то, что со временем США могут добиться желаемого в Ираке - утверждение стабильной демократической системы, и это будет его главным историческим достижением. Будущие поколения скажут, что он принял верные решения.
Юрий Жигалкин: А вы, судя по всему, считаете, что американские войска должны уйти из Ирака, не так ли?
Тэд Карпентер: Я-то думаю, что мы должны были это сделать еще два с половиной года назад. Давайте посчитаем, к сегодняшнему дню мы уничтожили сыновей Саддама Хусейна, считавшихся душой первоначального сопротивления, мы взяли Саддама, мы организовали парламентские выборы и помогли иракцам создать правительство. Мы не можем вечно оставаться в роли няньки. Я уверен, что ключ к будущему Ирака сейчас в руках самих иракцев, они должны найти общий язык и, наконец, показать свою готовность договариваться и жить в мире. Иначе единственная альтернатива для них - гражданская война, и что бы мы ни делали, мы не сможем предотвратить ее.
Юрий Жигалкин: О перспективах иракской операции Соединенных Штатов говорил американский политолог, сотрудник Института Катона Тэд Карпентер.