Юрий Жигалкин: Президент Буш наносит неожиданный визит в Ирак. Америке стоит опасаться террористов-самоубийц - предупреждают эксперты. Судебные проблемы конгрессмена Кеннеди. Таковы темы рубрики "Сегодня в Америке".
Во вторник неожиданно даже для многих членов своего кабинета, собравшихся в Кэмп Дэвиде для двухдневного совещания по иракской стратегии, президент Буш обратился к своим министрам по каналам спутниковой связи из Багдада, где он встретился в американском посольстве с премьер-министром Ирака аль Малики. Иракский лидер узнал о том, что он встретится с президентом лицом к лицу, лишь за пять минут до рукопожатия двух лидеров. Приехав в Ирак через считанные дни после уничтожения лидера террористической сети в Ираке аз-Заркауи, лидера террористической сети в Ираке, президент Буш заверил премьер-министра Ирака, что США сдержат слово и не бросят иракцев в их попытках добиться стабильности.
Встреча, прошедшая на фоне растущего скепсиса американцев по поводу будущего иракской кампании, несет и символическое и практическое значение, считает известный американский политолог, сотрудник Лексингтонского института Дэниэл Гурэ.
Дэниэл Гурэ: Поездка Буша в Ирак, конечно же, выходит за рамки пропагандистского события. Во-первых, президент лично перед всем миром заверяет иракского лидера в решимости США поддержать строительство нового Ирака. Это очень важно, учитывая многочисленные призывы американских политиков уйти из Ирака. Во-вторых, президент призвал иракское правительство безотлагательно взяться за наведение порядка в стране, гарантировал полную поддержку со стороны американских войск. Мы также услышали о том, что в Багдаде вводится комендантский час и начинается масштабная антитеррористическая операция, и, наконец, все-таки чрезвычайно важна символика этого события.
Юрий Жигалкин: А насколько, как вы считаете, для президента Буша может быть тревожен тот факт, что даже уничтожение аз-Заркауи не вызвало патриотического энтузиазма среди американцев? Сможет ли Джордж Буш выполнить свои обещания, когда подавляющее большинство американцев не верит в успех иракского дела, по крайней мере согласно опросам?
Дэниэл Гурэ: Ясно, что американцы сыты по горло Ираком и его проблемами, которые, если судить по прессе, лишь разрастаются и разрастаются. Президенту Буша сейчас требуется ощутимый успех в Ираке, который бы дал основания для оптимизма. Таким успехом было бы наведение порядка в Багдаде. Парадокс ситуации заключается в том, что "Аль-Каида" и прочие террористические группы прекрасно осознают, что в перспективе они не могут одержать верх в Ираке силой оружия. Их надежда на то, что они смогут пролить достаточно крови на улицах Багдада, чтобы одержать верх над американским общественным мнением и политиками. И они добиваются своего, по крайней мере, если судить по заявлениям определенной прослойки американского политического истеблишмента. В последнее время громче зазвучали призывы со стороны законодателей-демократов безотлагательно уйти из Ирака.
Юрий Жигалкин: Визит президента Буша в Багдад комментировал американский политолог, сотрудник Лексингтонского института Дэниэл Гурэ.
Соединенным Штатам скорее всего грозит не масштабная террористическая атака с применением оружия массового поражения. Американцам нужно готовиться к нападениям террористов-самоубийц, одиночек - таков вывод опроса, проведенного среди ведущих американских экспертов по терроризму.
Рассказывает Ян Рунов.
Ян Рунов: Подавляющее большинство из 117 крупнейших экспертов в области американской внешней политики и борьбы с терроризмом склонны верить, что в ближайшие 5 лет в США могут произойти теракты наподобие лондонских или мадридских. Почти столько же экспертов не исключают повторения терактов 11 сентября 2001 года. Многие из тех, кто участвовал в опросе, проведённом совместно журналом "Внешняя политика" и "Центром за американский прогресс", считают наиболее вероятными на территории США теракты, проведённые либо фанатиком-самоубийцей, либо с использованием автомобилей, начинённых взрывчаткой. На втором месте в списке предполагаемой опасности - радиологическое оружие (20 процентов опрошенных), на третьем - химическое (10 процентов), затем биологическое и замыкает список - ядерное.
Своё мнение о данных опроса высказал Фрэнк Силлуффо, бывший специальный помощник президента Буша по вопросам внутренней безопасности, а ныне глава Института внутренней безопасности в университете имени Джорджа Вашингтона.
Фрэнк Силлуффо: Я, честно говоря, не думаю, что одно исключает другое. Мы в США должны защищать себя от всего спектра возможных угроз. Если говорить не о том, что представляет для нас наибольшую угрозу, а о том, что наиболее вероятно, то, действительно, у террориста-одиночки больше возможностей. Однако ядерный или химический теракт сулит гораздо больший, катастрофический результат и в том, что касается человеческих потерь, и в том, что касается экономики. У нас нет и не должно быть выбора: мы должны обеспечить защиту от всех возможных видов терроризма. Я полагаю, что террористы "Аль-Каиды" во главе с бин Ладеном и прошедшие афганскую школу террористы-моджахеды предпочли бы теракт, ещё более масштабный, чем тот, что был 11 сентября 2001 года. Им нужно нечто грандиозное, производящее сильное впечатление. Но есть в террористическом движении сторонники не глобального теракта, а локальных, которые легче организовать. А психологический эффект может оказаться тоже значительным, в зависимости от места теракта. Если мы отдадим предпочтение защите от одного вида терактов, то откроем путь для другого.
Ян Рунов: Опрос, вызвавший споры, был проведён в рамках подготовки к созданию "индекса терроризма".
Юрий Жигалкин: 38-летний конгрессмен Патрик Кеннеди, сын сенатора Эдварда Кеннеди был приговорен во вторник к году условного заключения и курсу лечения в наркологической лечебнице после того, как Кеннеди признал, что он разбил свой автомобиль по пути в Конгресс, находясь под действием сильного снотворного и некого другого препарата. Скептики же утверждают, что этим препаратом был алкоголь, однако вашингтонская полиция не провела теста на наличие алкоголя в крови конгрессмена на месте аварии, как говорят скептики, из пиетета к имени нарушителя. Третьего мая Патрик Кеннеди, будучи за рулем своего "Мустанга", в три часа утра врезался в дорожное ограждение неподалеку от здания Конгресса и затем невнятно объяснял подоспевшим полицейским, что он спешил на голосование в Палате представителей. Это лишь еще один странный эпизод из жизни самого заметного из молодых Кеннеди. Время от времени появлялись сообщения о его пристрастии к алкоголю, неуравновешенности, но это не мешало ему шесть раз подряд побеждать на выборах в Конгресс. Этот эпизод заставил конгресса Кеннеди впервые публично признать свои слабости и пообещать американцам, что он преодолеет их.
Американские организации защиты потребителя впервые перешли от угроз к судебным искам в борьбе за здоровье американца. Научный центр общественных интересов предъявил иск к одной из крупнейших сетей быстрого питания "Кентакки Фрайд Чикен" с требованием прекратить использование на кухне маргарина, на котором готовится самые популярные блюда - курятина и картофель. Истцы утверждают, что еда в "Кентакки Фрайд Чикен" опасна для здоровья, поскольку она перенасыщена забивающими артерии жирами, и требуют от сети либо перейти на здоровые продукты, либо открыто предупредить, что их продукция вредна. Этот иск может сулить мало приятного индустрии быстрого питания, перед которой маячит опыт табачной индустрии, не столь давно почти разоренной судебными претензиями.
Легендарный поп-музыкант Джон Мэтис добавил к своим многочисленным музыкальным наградам награду гуманитарную. Он стал лауреатом премии "Элла", вручаемой за достижения вне подмостков и вне студий.
Слово - Рае Вайль.
Рая Вайль: Несмотря на то, что Джонни Мэтису, в этом году отпраздновал свой 70-летний юбилей, он продолжает выступать, разъезжать с гастролями, петь для кино, выпускать альбомы, и... получать всевозможные награды. На этот раз - от Американского общества певцов, которое 15 лет назад учредило новую премию "Элла", в честь первого ее лауреата - легендарной Эллы Фитцджеральд. Выдается эта премия за профессиональный успех певца и его гуманитарную деятельность. И того, и другого у Джонни Мэтиса достаточно. Более 40 альбомов, вышедших только в Америке, сотни голливудских фильмов, в которых звучал его ангельский, как пишут о нем критики, голос. Неслучайно Рэй Чарльз хотел, чтобы на его поминках непременно крутили песню "Самуэр овер зэ рэйнбоу", которую он записал вместе с Мэтисом, их знаменитый, незабываемый дуэт. Сегодня уже так не поют, сегодня миром правит хип-хоп, и трудно представить себе Джонни Мэтиса, исполняющего рэп. Да и не надо, у него свой репертуар и своя благодарная аудитория.
В этом году Джонни отмечает свой 50-летний юбилей в шоу бизнесе. Он родился в Техасе, в многодетной афро-американской семье, вырос на улицах Сан-Франциско, где и увлекся музыкой, в 8 лет начал играть на рояле и петь везде, где только мог: в церковном хоре, на школьных концертах, городских праздниках, и дома, для гостей. Интересно, что в юности он был известным прыгуном, был даже зачислен в 1954 году в олимпийскую команду, но предпочел спортивной карьере музыкальную. Один из последних и, пожалуй, самых популярных традиционных вокалистов, возникших еще до того, как рок стал доминировать в музыке в 60-е годы, Джон Мэтис концентрировался на романтических балладах в стиле джаза и поп-стандартов. Только в 70-е годы он ввел в свой репертуар мягкий рок, после чего многие годы подряд, вплоть до 90-х, его песни постоянно попадали в списки хитов. Он был номинирован на "Грэмми" за свой альбом 2005 года, и хоть премии не получил, альбом разошелся приличным тиражом.
В чем секрет его успеха? Об этом лучше всего сказал президент Американского общества певцов Джерри Шарел: "Джонни поет душой, обладая при этом самым узнаваемым голосом и индивидуальным вокальным стилем нашего времени. Кроме того, он первый певец организации СОС". Сам Джонни не любит об этом говорить, но он, действительно, организовывал и участвовал в огромном количестве благотворительных концертов на протяжении десятилетий.
Премия "Элла" выдается в 15-й раз. Среди предыдущих ее лауреатов были Франк Синатра, Пегги Ли, Пласидо Доминго и Элтон Джон.