Ссылки для упрощенного доступа

Александр Винников: деятельность комиссии по правам национальных меньшинств


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Дмитрий Казнин.



Андрей Шарый: Ровно два года назад убит петербургский ученый-этнолог, старший научный сотрудник Музея антропологии, эксперт по национальным вопросам Николай Гиренко. Двое тогда неизвестных лиц позвонили в дверь квартиры ученого, попросили позвать Николая Михайловича, а когда он вышел, выстрелили через дверь и попали ему в грудь.


64-летний Николай Гиренко был председателем комиссии по правам национальных меньшинств Санкт-Петербургского союза ученых. В качестве эксперта он участвовал во многих громких судебных процессах, связанных со статьями, связанных с возбуждением национальной ненависти и розни.



Дмитрий Казнин: В конце мая этого года в Петербурге была задержана экстремистская группировка, взявшая на себя ответственность за многие громкие нераскрытые, а также раскрытые преступления, совершенные на национальной почве. Убийство таджикской девочки, вьетнамского студена, сенегальского студента, корейского гражданина, убийство двухлетней девочки-цыганки, а также десятки, если не сотни нападений на иностранцев, грабежи и разбои. Также участники группировки признались в убийстве ученого Николая Гиренко. Мотив - его экспертная деятельность. Возглавлявшие безымянную группировку двое молодых людей входили до этого сначала в группу "Шульц-88", а затем в созданную ими же группировку "Мэт краут". Большая часть членов обеих группировок были задержаны и осуждены на различные сроки.


Николай Гиренко в качестве эксперта принимал участие в процессе по делу членов экстремистской националистической группировки "Шульц-88". О деятельности комиссии по правам национальных меньшинств рассказывает коллега Николая Гиренко, один из членов комиссии Александр Винников.



Александр Винников: Эта группа до настоящего времени является единственным коллективом, который с момента возникновения в России гласности и начала развития общественных движений поставил перед собой задачу систематического изучения праворадикальных движений и отыскания способов противодействия тому вреду, который они несут с собой для общества. По существу, это была первая попытка прикладного, фундаментального научного исследования, результатами которого были бы непосредственные практические рекомендации как для органов власти, так и для правозащитников. Сейчас, отмечая годовщину гибели лидера этой группы Николая Михайловича Гиренко, можно сказать, что потеря его была невосполнима. Несмотря на все наши усилия, в полной мере продолжить те исследования, которые он вел, сейчас очень трудно. Уход этого человека и был, и останется очень серьезным уроном для российского правозащитного движения и для российской науки.



Дмитрий Казнин: После того, как члены экстремистской группировки, задержанные в Петербурге, стали сознаваться в большинстве громких убийств на национальной почве, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что следы этой группировки ведут в Москву.



Александр Винников: В руках у правоохранительных органов сейчас находятся исполнители. Я позволю себе усомниться в том, что эти люди по своему уровню в состоянии вычислить такую цель. Они, безусловно, действовали по чьему-то наущению, кто-то им объяснил, что этот человек является центральной фигурой множества процессов и его устранение необходимо.



Дмитрий Казнин: Задержание экстремистской группировки стало триумфом правоохранительных органов Петербурга. В городе прекратились нападения на иностранцев, по крайней мере, до журналистов подобная информация доходить перестала. По неофициальной информации, члены Комиссии по правам национальных меньшинств, которую возглавлял Николай Гиренко, как и он, получают сегодня угрозы от тех, чью деятельность они оценивают как эксперты на судебных процессах. Однако правоохранительные органы об этом не сообщают, а журналисты или молчат, или просто не знают.



Александр Винников: За прошедшие годы со дня гибели Николая Михайловича Гиренко практически ничего не изменилось в вопросе безопасности экспертов, так же, как безопасности вообще участников правозащитного движения, которые берут на себя работу по противодействию опасным для общества экстремистам. Эта проблема как не имела никакого юридического и правового решения, так и не имеет до сих пор.



Дмитрий Казнин: По мнению Александра Винникова, сочувствие национал-экстремисты находят и в стенах учреждений, призванных с ними бороться.



Александр Винников: Я предполагаю, что в органах охраны правопорядка на самом высоком уровне существуют люди, которые осуществляют прикрытие нацистских группировок и это очень серьезная ситуация. И это связано отнюдь не с тем, что существует какой-то заговор. Это связано с тем, что наше общество в целом находится сейчас в состоянии, когда оно очень сильно подвержено влиянию расизма, фашизма и ксенофобии и сторонники этих взглядов находятся буквально во всех слоях общества. Таких людей немного, я уверен, что их гораздо меньше, чем людей со здоровым, нормальным мироощущением. Но каждый из них, если он занимает соответствующее место, он приносит огромный вред.



Дмитрий Казнин: В 2006 году в Петербурге от рук национал-экстремистов серьезно пострадали студенты из Китая, Индии, Египта, Камеруна, Израиля, Кот-Д Ивура, Ливана, Ганы и других стран Африки: 4 из них были убиты, 20 получили ранения. Такую статистику приводят в информационно-аналитическом центре "Сова", ведущем мониторинг преступлений, совершенных на национальной почве. Количество подобных преступлений, сообщают в центре, растет. Александр Винников говорит о фашизации населения России.



Александр Винников: Это процесс, к сожалению, совершенно объективный, процесс, который пытаются использовать манипуляторы самых разных толков, но он идет объективно и ему можно противопоставить только совместные, объединенные усилия всех здоровых сил общества. А эти здоровые силы общества, по собственному опыту говорю, они есть всюду, не только правозащитники представляют эти силы общества, они есть во всех слоях населения - и в правительстве, и в правозащитных органах, и в образовательной сфере, и среди религиозных деятелей. У нас сейчас идет выбор, мы переживаем период выбора пути России, и от нашей активности зависит, по какому пути пойдет Россия, возобладают ли те силы, которые пишут на своем знамени "расизм", "фашизм", "ксенофобия", или те, которые стремятся сделать Россию свободной, демократической страной счастливых и ответственных людей.


XS
SM
MD
LG