Юрий Жигалкин: Соединенные Штаты пытаются не допустить испытания северокорейской баллистической ракеты. Американские законодатели призывают поддержать американского производителя этанола. После годичного перерыва НХЛ вручает Кубок Стэнли. Таковы темы рубрики "Сегодня в Америке", у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
В попытке предотвратить испытание Северной Кореей баллистической ракеты госсекретарь Кондолиза Райс предупредила в понедельник Пхеньян, что такой шаг будет воспринят как провокация, он повлечет ответные акции. Рассказывает Ян Рунов.
Ян Рунов: Представители разведывательных служб США сообщили, что Северная Корея залила жидкое топливо в баки баллистических ракет дальнего радиуса действия, и всё готово к их испытаниям. Президент Буш по телефону обсудил с руководителями ряда государств вопрос о мерах, которые можно принять, если Пхеньян проведёт испытания. Такие ракеты способны нести ядерные боеголовки и поражать цели в таких американских городах как Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго...
Последний раз Северная Корея провела ракетные испытания в 1998 году, но тогда это были ракеты среднего радиуса действия. Через год Пхеньян согласился заморозить ракетные испытания. А сейчас возобновляет их, что, естественно, ещё более усложнит дальнейшие переговоры по северокорейской ядерной программе. Шесть региональных государств участвовали в переговорах, которые зашли в тупик и были остановлены.
Госсекретарь США Кондолиза Райс дала понять, что США считают для себя поведение северокорейского руководства серьёзной угрозой.
Кондолиза Райс: Я могу заверить, что мы воспримем это со всей серьёзностью. Это уже воспринято весьма серьёзно государствами региона и всем миром. Опять Северная Корея показала, что не намерена выходить из изоляции, идти к компромиссу и к миру.
Ян Рунов: Весьма пессимистически оценивает ситуацию научный сотрудник Гуверовского института при Стэндфордском университете Рамон Майерс.
Рамон Майерс: Многие высказывают своё мнение, можно ли считать нынешнее положение новым ракетным кризисом. Хочется надеяться, что всем шести участникам удастся вернуться к переговорам. Но пока всё выглядит далеко не лучшим образом. Северная Корея по-прежнему требует прямых, двусторонних переговоров с Вашингтоном, а Вашингтон не хочет вести переговоры с Пхеньяном один на один. По сути, Северная Корея требует того же, что Иран, - помощи в производстве обогащённого урана, необходимого для ядерных электростанций. А Соединенные Штаты не доверяют обещаниям ни Ирана, ни Северной Кореи.
Ян Рунов: В Вашингтоне и во многих других столицах опасаются, что способность Северной Кореи производить и продавать ракеты дальнего радиуса действия может сделать эту страну поставщиком таких ракет Ирану и террористическим организациям на Ближнем Востоке.
Юрий Жигалкин: Некоторые американские законодатели всерьез, по их словам, намерены избавить США от зависимости от иностранной нефти, создав индустрию производства этилового спирта. Они готовят законопроект, предусматривающий субсидии американским фермерам, производящим исходный продукт, и заводам по переработке сырья. Однако у этой инициативы появляется все больше оппонентов. Слово - Аллану Давыдову.
Аллан Давыдов: В Соединенных Штатах - этаноловый бум. Акции производителей и дистрибьюторов этанола растут в цене в десятки раз. В стране появляются сотни новых заправочных станций, предлагающих автомобилистам бензин с 10-процентной или с 85-процентной этаноловой добавкой. Автопроизводители наращивают производство машин, способных работать на бензине, разведенном этанолом. Но стоит ли серьезно рассчитывать на замену бензина спиртом, который сейчас вырабатывается в основном из кукурузы? Этот вопрос я задал профессору университета штата Мэриленд Питеру Мориси.
Питер Мориси: Этаноловое топливо может частично решить топливную проблему Соединенных Штатов. Но оно не освободит нас от экспорта нефти. Производство этилового спирта дорого и энергоемко, потенциальные масштабы замещения им нефти ограничены. Одной из основных причин сегодняшнего ажиотажа с этиловым спиртом является отсутствие у нас иного, альтернативного бензину, варианта, который был бы доступен немедленно. Правительство предоставляет субсидии и стимулы для выращивания кукурузы, производства из него спирта и его использования этого сырья. Нот это - не исчерпывающее решение. Мы можем заместить этиловым спиртом часть импортируемой нефти - но это будет лишь мизерная часть.
Аллан Давыдов: Между тем некоторые американские законодатели рассчитывают на то, что свою лепту в производство этанола скоро смогут внести фермеры, выращивающие сырье для производства сахара - тростник и свеклу. В США сахарный тростник выращивают в некоторых южных штатах и на Гавайях. Крупнейшим производителем сахарной свеклы является северный штат Миннесота. Конгрессмены из этих штатов считают, что в то время как страна стремится производить больше этанола в качестве альтернативного топлива, было бы просто глупо не подключить к этой индустрии сахаропроизводителей. В качестве образца они берут ту же Бразилию, 20 процентов автомобилей которой ездит на этаноле, изготовляемом из сахарного тростника. В настоящее время в Конгрессе идет дискуссия о необходимости форсировать государственное субсидирование отечественных сахаропроизводителей. И это возмущает скептиков, вооруженных статистикой о том, что производство этилового спирта обойдется не дешевле бензина. Говорит президент энергетической компании Shell Джон Хофмайстер.
Джон Хофмайстер: Этанол из кукурузы или из сахара, еще называемый этанолом первого поколения, будет стоить столько же, сколько и еда. Сейчас много ругают нефтяные компании за высокие розничные цены на бензин, но забывают, что цены на этанол также взлетели: от 1 доллара 20 центов за галлон в прошлом году - до 5 долларов на прошлой неделе. То есть, фактически этанол будет продаваться по цене яиц, ветчины и гамбургеров - в соответствии с объемами производства кукурузы.
Аллан Давыдов: Джон Хофмайстер считает более целесообразным вкладывать деньги в производство так называемого этанола второго поколения, сырьем для которого будет служить целлюлоза.
Юрий Жигалкин: Коротко о некоторых из новостей дня и о финале Кубка Стэнли.
В понедельник в попытке нейтрализовать всплеск преступности в Новом Орлеане губернатор штата Луизиана отдала указание о введении в город подразделений национальной гвардии. Это решение было принято по просьбе мэра города после убийства пяти подростков на одной из центральных улиц. До урагана Катрина Новый Орлеан был самым криминогенным городом Соединенных Штатов, а его полиция считалась - одной из наименее эффективных и наиболее коррумпированных. В течение нескольких месяцев полуразрушенный обезлюдевший город был, возможно, самым безопасным в стране. Но вместе с возвращающимися беженцами в город возвратились преступные группы, борьба с ними усложняется нехваткой в городе тюрем, многие из которых были затоплены. Власти надеются, что появление на улицах патрулей в униформе и введение комендантского часа для подростков станет предостережением преступным группам, хотя некоторые эксперты предупреждают, что требуются более эффективные меры, иначе возрождение Нового Орлеана может оказаться под вопросом.
Сумма благотворительных пожертвований американцев в прошлом году достигла рекордной суммы в 260 миллиардов 300 миллионов долларов, что составило немного, немало - два с лишним процента валового национального продукта США. Лишь на помощь жертвам трех природных катаклизмов - Азиатского цунами, землетрясения в Пакистане и ураганов Рита и Катрина - американцы отправили 7,5 миллиардов долларов. Как говорят специалисты, уровень филантропической щедрости прямо зависит от экономического преуспевания США. В безоблачные годы, а прошлый год был именно таким, к традиционному милосердию среднего американца прибавляется еще и коммерческий интерес корпораций, которые получают налоговые послабления за благотворительные пожертвования.
В понедельник состоялось самое большое событие в жизни Североамериканского хоккея - финальная игра розыгрыша Кубка Стэнли, где встретились Эдмонтон Ойлерс и Каролайна Харрикейнс. Это был во многом символический финал, первый после беспрецедентной отмены прошлогоднего сезона и разговоров об угасании в Америке интереса к хоккею.
Одной из самых больших неожиданностей сезона стало отсутствие в финале Кубка Стэнли традиционных лидеров НХЛ, и именно этот факт внушает специалистам и болельщикам явный оптимизм. Вот что сказал мне корреспондент журнала "Спортс Иллюстрейтэд" Майкл Фарбер.
Майкл Фарбер: Выход в финал команд, не относившихся к законодателям мод, - результат ряда реформ, предпринятых после отмены прошлогоднего сезона. Это, прежде всего, установление единого для всех команд потолка фонда зарплаты в 39 миллионов долларов. Это лишило традиционных фаворитов финансового преимущества и возможности скупать на корню звезд. Мало того, сознательная установка НХЛ на ужесточение наказаний за грубость на льду дала преимущества командам, делающим ставку на техничный, европейского стиля хоккей, молодым провинциальным командам. В результате мы получили зрелищный сезон и более динамичную, чем в прошлом игру.
Юрий Жигалкин: Что оказалось вашим самым сильным впечатлением от прошедшего сезона?
Майкл Фарбер: Самым интересным стало превращение в звезд двух молодых, исключительно талантливых игроков - Александра Овечкина и Сидни Кросби. Хотя Овечкин не был назван среди лучших игроков лиги, на мой взгляд, его игра на редкость захватывающая. Я бы сравнил его лишь с Бобби Орром, игравшим в Бостоне в 70-х, и он даже более интересен, на мой взгляд, чем Павел Буре, Овечкин более одарен физически. К сожалению, ни у Овечкина, ни у Кросби не оказалось достойных партнеров по команде.
Юрий Жигалкин: Всего год назад в прессе звучали зловещие предсказания о неизбежной потере в Америке интереса к хоккею со стороны болельщиков и даже о его медленной гибели, прогнозы явно были поспешными?
Майкл Фарбер: Знаете, хоккей, как таракан, его невозможно уничтожить. Отмена прошлого сезона оказалась оздоровляющей мерой. Я не знаю, потеряла ли игра американских болельщиков, но благодаря успеху провинциальных команд сейчас набиваются стадионы даже в глубинке и доходы лиги повысились, и потолок зарплаты в будущем сезоне поднимется до 45 миллионов долларов. Я думаю, будущее североамериканского хоккея сейчас выглядит более оптимистичным, чем всего год назад, но он, конечно же, всегда останется бедным родственником баскетбола, американского футбола или бейсбола.
Юрий Жигалкин: Итоги хоккейного сезона комментировал корреспондент журнала "Спортс Иллюстрейтэд" Майкл Фарбер.
Известный кантри музыкант Джеймс Макмартри стал главным претендентом на премию " Americana Honors and Awards " он был номинирован по трем категориям.