Президент США Джордж Буш отправляется в европейскую поездку, главная цель которой – участие в ежегодном саммите Европейского Союза и Соединенных Штатов, который пройдет в Вене. После этого он посетит Будапешт, где отмечают 50-ю годовщину венгерского восстания против советского правления.
Ожидается, что главным пунктом повестки дня саммита, по крайней мере для американской стороны, будут нынешние переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы. В то же время внимание наверняка будет привлечено к Северной Корее, которая, судя по всему, готовится провести испытания межконтинентальной баллистической ракеты.
Буш намерен призвать своих европейских союзников соблюдать твердость в отношении Ирана, от которого требуют приостановить цикла обогащения урана в обмен на пакет поощрительных мер.
«Если лидеры Ирана отвергнут наше предложение, это приведет к принятию мер в Совете Безопасности ООН, дальнейшей изоляции от всего мира и все более жестким политическим и экономическим санкциям», - заявил Буш накануне вылета в Вену.
Хотя Иран настаивает на мирном характере своей ядерной программы, Буш считает, что ее целью является разработка ядерного оружия. Однако Россия и Китай выступают в Совете Безопасности против возможного введения санкций в отношении Ирана.
Секретные рейсы ЦРУ
Другие темы, которые наверняка будут подняты на саммите, чреваты куда большими разногласиями, чем отношение к Ирану. Главная из них – это война в Ираке и сопутствующие ей обстоятельства, в первую очередь авиарейсы ЦРУ через Европу, якобы перевозившие подозреваемых в терроризме в секретные тюрьмы, а также тюрьма на базе США в Гуантанамо, где трое заключенных недавно покончили с собой.
В минувшую пятницу, перед закрытием заседания лидеров Европейского Совета, министр иностранных дел Австрии Урсула Плассник, чьей стране сейчас принадлежит президентство в ЕС, заявила, что участники саммита намерены сделать вопрос о закрытии тюрьмы Гуантанамо одним из главных в повестке дня саммита.
«Никто не должен быть поставлен в ситуацию, где господствует юридический вакуум в отсутствие законных прав. Права человека следует уважать», - заявила Плассник.
Буш недавно заявил о намерении закрыть тюрьму в Гуантанамо, хотя никаких сроков не назвал. Но проблема рейсов ЦРУ обещает быть одной из самых неприятных на саммите. На прошлой неделе журналисты доставили несколько досадных минут канцлеру Австрии Вольфгангу Шюсселю и председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлю Баррозу. Оба лидера уклонились от ответа: независимо от того, будет ли эта тема действительно затронута на саммите, упоминание об этом в канун встречи прозвучало бы как прямой вызов Соединенным Штатам.
Накануне Европейский парламент и Совет Европы опубликовали три доклада о незаконном транзите подозреваемых в терроризме через европейские аэропорты. В одном из них генеральный секретарь Совета Евроры Терри Дэйвис отмечал, что «законодательные и административные меры для эффективной защиты людей от нарушений прав человека зарубежными силами безопасности представляются в Европе скорее исключением, чем правилом».
Угроза визовых ограничений
Впрочем, вопросами, связанными с войной и терроризмом, список проблем, которые могут доставить Соединенным Штатам неприятные моменты, не исчерпывается. Другим важным пунктом повестки дня саммита могут стать планируемые Европейским Союзом визовые ограничения для американских дипломатов и военнослужащих.
Причина этого спора в том, что, хотя США не требуют виз для граждан большинства стран ЕС, это правило не распространяется на ряд новых стран, принятых в союз, в основном тех, которые ранее принадлежали к коммунистическому блоку.
Угроза принятия ответных мер содержалась в письме, направленном Европейской комиссией государственному секретарю США Кондолизе Райс и министру внутренней безопасности Майклу Чертоффу. В письме, в частности, отмечается, что «Европейская комиссия ощущает все большее давление в пользу провозглашения ответных мер, основанных на нашем визовом праве, возможно в отношении держателей дипломатических и служебных паспортов».
В случае введения подобных мер, на что потребуется одобрение большинства правительств Европейского Союза, они будут действовать лишь в странах, входящих в Шенгенское соглашение. Многие, однако, полагают, что такая реакция со стороны Европы была бы чрезмерной.