Ссылки для упрощенного доступа

Премьер-министр Польши подал в отставку


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Андрей Шарый : В Польше активно обсуждают намерение президента Леха Качиньского проложить дорогу к назначению премьер-министра своего брата-близнеца Ярослава Качиньского. Такое решение, по сути, видимо, уже принято. В понедельник Лех Качиньский принял отставку премьер-министра страны Казимежа Марцинкевича. Кандидатура будущего премьера должна быть утверждена парламентом страны. Ярослав Качиньский, который возглавляет правящую консервативную партию "Право и справедливость", уже заявил, что сохранит всех министров старого правительства за исключением министра финансов. На этот пост предложена кандидатура нового политика Станислава Клузы, который занимал пост заместителя министра. О новой политической ситуации в Польше международный обозреватель Радио Свобода Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн : Европейские комментаторы уже разразились остротами вроде того, что, глядя на Польшу, у них двоится в глазах. Семейственность и кумовство в политике - дело обычное. Но чтобы семья так по-братски разделила высшие посты в государстве, такое случается редко. И все же серьезные наблюдатели пытаются разглядеть за этим курьезом тенденции важного, с точки зрения дальнейшего политического развития польского общества. Но пора вставить разрозненные факты в надлежащий контекст, о чем я и попросил видного варшавского журналиста Ежи Редлиха.



Ежи Редлих : Положение нормализовалось. Примером становится руководитель партии, которая победила на выборах. Так бывает во всех демократических странах. Так ставит вопрос Ярослав Качиньский. Почему в таком случае он не стал главой правительства сразу после выборов? Да потому, говорит он, что не хотел осложнять брату путь к президентству. Народ, дескать, плохо принял был ситуацию, когда два высших поста в стране занимают братья-близнецы. Поэтому Ярослав Качиньский и выдвинул тогда в премьеры Казимежа Марцинкевича. Временно. В этом он был убежден с самого начала, хотя это убеждение до последней недели тщательно скрывал.


Между тем, премьер Марцинкевич вовсе не чувствовал себя временным - принимал решения как в области внутренней, в том числе кадровой, так и в области внешней политики. Главное, что он норовил становиться все более самостоятельным - перестал безоговорочно слушаться лидера партии, даже не всегда у него было время встречаться с ним, не говоря уже о простых депутатах от своей партии. Как говорят лидеры "Права и справедливости", он отрывался от своей политической базы - брал личную ответственность за назначение высоких чиновников в государственном и хозяйственном аппаратах, не чурался и встреч с лидерами оппозиции. Помогали ему открытость, оптимистичность и чувство юмора. Таким образом, в опросах он стал самым популярным польским политиком, несравненно более популярным, чем президент Лех и лидер партии Ярослав Качиньские.


Кто знает, может быть, это и есть главная причина того, что партийный босс сказал - хватит! Кто тут временный? Пора! И Марцинкевичу предложили подать в отставку. Он не сопротивлялся. Напротив, сам взялся обосновать необходимость замены на посту премьера, что, мол, с осени положение кардинально изменилось, во главу правительства должен встать человек сильный, борец. Таким является Ярослав Качиньский. "Я - нет", - заявил Казимеж Марцинкевич.


Марцинкевич - первый польский премьер-министр, который уходит с поста в пике своей популярности. Все другие уходили, когда их показатели популярности достигли дна. По данным двух независимых блиц-опросов, в одном - 70, а во втором - 64 процента анкетированных высказались, что это плохо, что Качиньский заменяет Марцинкевича.



Ефим Фиштейн : Многие выражают серьезные опасения, что назначение нового премьера, вместе с которым придут, несомненно, и новые министры, может означать попытку братьев Качиньских укрепить свой личный контроль над хрупкой правящей коалицией, что в результате может ослабить международные позиции Польши. Дело в том, что Марцинкевич ушел в отставку через пару дней после того, как президент Лех Качиньский отменил свое участие в так называемом Веймарском треугольнике - так именуется традиционная встреча в верхах главы Франции, Германии и Польши. Официально неучастие польского президента было объяснено его недомоганием. Но все восприняли это как дипломатический афронт в отместку за юмористическую статью в берлинской газете " Die Tageszeitung ", автор которой нелицеприятно отозвался о братьях-близнецах. За сим последовало заявление, подписанное восемью бывшими министрами иностранных дел Польши, включая авторитетного Владислава Борташевского, в котором выражалась обеспокоенность такой внешнеполитической линией, наносящей, по мнению подписантов, ущерб национальным интересам Польши.



XS
SM
MD
LG