Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.
Евгения Назарец: Сегодня в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Помимо сочинения самого Эдисона Денисова, пьесы для оркестра "Живопись", в программе концерта прозвучат произведения композиторов из Франции и Швейцарии, близких ему по духу и друживших с ним.
С организатором концерта, московским композитором Юрием Каспаровым встретилась Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: Эдисон Денисов – крупнейший русский композитор последней трети ХХ века. Более того, это единственный композитор, который широко пропагандировал современную российскую музыку эпохи пост-авангарда. С другой стороны, именно благодаря его усилиям в Москве стали регулярно проводиться концерты современной западноевропейской музыки, с которой российская публика была почти не знакома. Эту традицию продолжил и его ученик, московский композитор Юрий Каспаров. Я попросила его рассказать о программе концерта, посвященного Эдисону Денисову.
Юрий Каспаров: Я включил четыре произведения. Во-первых, это "Живопись" Денисова. "Живопись", на мой взгляд, одно из ярчайших, если не самое яркое произведение Денисова, которое, к сожалению, у нас звучало только один раз. Одно из лучших, одно из наиболее ярких сочинений Денисова, удивительно обаятельное сочинение, оно слушается на одном дыхании, это второе исполнение в России, как ни парадоксально.
Тамара Ляленкова: Пьеса для оркестра "Живопись" была написана Эдисоном Денисовом в 1970 году, и была посвящена его другу, художнику Борису Бергеру.
О произведениях других композиторов, вошедших в программу сегодняшнего концерта, рассказывает Юрий Каспаров.
Юрий Каспаров: Кроме того, я включил музыку Жерара Цинсстага. Это один из ведущих швейцарских композиторов и очень близкий друг Денисова. Денисов был тоже тесно связан со Швейцарией, не так, может быть, тесно, как с Францией, но тем не менее. И Жерар Цинсстаг - это композитор, который во многом корреспондируется по стилю музыкальному с Денисовым. Они не только друзья, но они во многом были единомышленниками. Я и поставил пьесу Цинсстага "Отпечатки", пьеса очень интересная. Я должен сделать еще такую оговорку. Я стараюсь все концерты делать такими "неподъемными", то есть если мы играем какие-то симфонические произведения, это такие, которые даже не каждый западный оркестр сыграет, то есть от таких может отказаться "Оркестр де Пари", например, или Филармонический оркестр Радио Франс. "Отпечатки" Цинсстага тоже исполнялись, как ни парадоксально, один раз в Германии, играл оркестр, который считается ведущим оркестром по современной музыке в Европе. Они сыграли один раз, сказали, что больше играть не будут. Безумной сложности вещь, страшно интересная. В этом концерте у нас тоже огромный состав оркестра, выходящий за состав. Скажем, у нас шесть флейт, шесть кларнетов, восемь валторн, у нас четыре пианиста, у нас три синтезатора, у нас живая электроника, если я начну перечислять ударные, то даже не все музыканты поймут, что я говорю, потому что многие названия ударных инструментов в России просто неизвестны, у нас, в России, их нет. Что-то мы достали, что-то пришлось привезти сюда.
Кроме Жерара Цинсстага, мы включили в программу "Стелу" Дъердя Куртага. Дъердь Куртаг - это один из наиболее, может быть, известных европейских композиторов старейших, последний из могикан, живет во Франции, тоже очень тесно они дружили с Денисовым. Когда Денисов скончался и мы делали концерт его памяти, Куртаг откликнулся первый, он прислал нам пьесу под названием "...Вы развейтесь, ветры буйны, раскатитесь, белы камушки". Причем, написано было по-русски, Куртаг - полиглот, он знает, по-моему, порядка 15 языков. Мы представляем его произведение "Стела", огромный состав оркестр.
И четвертая партитура, которую мы вставили в концерт, последняя, это Франсуа Парис, французский композитор, один из наиболее интересных композиторов его генерации. Он был еще совсем мальчишкой, я помню, но уже подавал огромные надежды. Он вырос в большого мастера, он относится к так называемой "спектральной школе", но он неоднократно был на мастер-курсах Денисова, и он сам мне говорил о том, что Денисов на него очень сильно повлиял, что у Денисова он взял очень многое, что у Денисова он очень многому научился. Таким образом, у нас представлены композиторы разных стран и разных поколений, и все они, конечно, так или иначе связаны с творчеством Денисова и с личностью Денисова.
Тамара Ляленкова: Исполняет произведения Эдисона Денисова, Жерара Цинсстага, Дъердье Куртага и Франсуа Париса симфонический оркестр "Новая Россия", дирижер – Оливье Кюанде.
Евгения Назарец: Сегодня в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Помимо сочинения самого Эдисона Денисова, пьесы для оркестра "Живопись", в программе концерта прозвучат произведения композиторов из Франции и Швейцарии, близких ему по духу и друживших с ним.
С организатором концерта, московским композитором Юрием Каспаровым встретилась Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: Эдисон Денисов – крупнейший русский композитор последней трети ХХ века. Более того, это единственный композитор, который широко пропагандировал современную российскую музыку эпохи пост-авангарда. С другой стороны, именно благодаря его усилиям в Москве стали регулярно проводиться концерты современной западноевропейской музыки, с которой российская публика была почти не знакома. Эту традицию продолжил и его ученик, московский композитор Юрий Каспаров. Я попросила его рассказать о программе концерта, посвященного Эдисону Денисову.
Юрий Каспаров: Я включил четыре произведения. Во-первых, это "Живопись" Денисова. "Живопись", на мой взгляд, одно из ярчайших, если не самое яркое произведение Денисова, которое, к сожалению, у нас звучало только один раз. Одно из лучших, одно из наиболее ярких сочинений Денисова, удивительно обаятельное сочинение, оно слушается на одном дыхании, это второе исполнение в России, как ни парадоксально.
Тамара Ляленкова: Пьеса для оркестра "Живопись" была написана Эдисоном Денисовом в 1970 году, и была посвящена его другу, художнику Борису Бергеру.
О произведениях других композиторов, вошедших в программу сегодняшнего концерта, рассказывает Юрий Каспаров.
Юрий Каспаров: Кроме того, я включил музыку Жерара Цинсстага. Это один из ведущих швейцарских композиторов и очень близкий друг Денисова. Денисов был тоже тесно связан со Швейцарией, не так, может быть, тесно, как с Францией, но тем не менее. И Жерар Цинсстаг - это композитор, который во многом корреспондируется по стилю музыкальному с Денисовым. Они не только друзья, но они во многом были единомышленниками. Я и поставил пьесу Цинсстага "Отпечатки", пьеса очень интересная. Я должен сделать еще такую оговорку. Я стараюсь все концерты делать такими "неподъемными", то есть если мы играем какие-то симфонические произведения, это такие, которые даже не каждый западный оркестр сыграет, то есть от таких может отказаться "Оркестр де Пари", например, или Филармонический оркестр Радио Франс. "Отпечатки" Цинсстага тоже исполнялись, как ни парадоксально, один раз в Германии, играл оркестр, который считается ведущим оркестром по современной музыке в Европе. Они сыграли один раз, сказали, что больше играть не будут. Безумной сложности вещь, страшно интересная. В этом концерте у нас тоже огромный состав оркестра, выходящий за состав. Скажем, у нас шесть флейт, шесть кларнетов, восемь валторн, у нас четыре пианиста, у нас три синтезатора, у нас живая электроника, если я начну перечислять ударные, то даже не все музыканты поймут, что я говорю, потому что многие названия ударных инструментов в России просто неизвестны, у нас, в России, их нет. Что-то мы достали, что-то пришлось привезти сюда.
Кроме Жерара Цинсстага, мы включили в программу "Стелу" Дъердя Куртага. Дъердь Куртаг - это один из наиболее, может быть, известных европейских композиторов старейших, последний из могикан, живет во Франции, тоже очень тесно они дружили с Денисовым. Когда Денисов скончался и мы делали концерт его памяти, Куртаг откликнулся первый, он прислал нам пьесу под названием "...Вы развейтесь, ветры буйны, раскатитесь, белы камушки". Причем, написано было по-русски, Куртаг - полиглот, он знает, по-моему, порядка 15 языков. Мы представляем его произведение "Стела", огромный состав оркестр.
И четвертая партитура, которую мы вставили в концерт, последняя, это Франсуа Парис, французский композитор, один из наиболее интересных композиторов его генерации. Он был еще совсем мальчишкой, я помню, но уже подавал огромные надежды. Он вырос в большого мастера, он относится к так называемой "спектральной школе", но он неоднократно был на мастер-курсах Денисова, и он сам мне говорил о том, что Денисов на него очень сильно повлиял, что у Денисова он взял очень многое, что у Денисова он очень многому научился. Таким образом, у нас представлены композиторы разных стран и разных поколений, и все они, конечно, так или иначе связаны с творчеством Денисова и с личностью Денисова.
Тамара Ляленкова: Исполняет произведения Эдисона Денисова, Жерара Цинсстага, Дъердье Куртага и Франсуа Париса симфонический оркестр "Новая Россия", дирижер – Оливье Кюанде.