Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Министр финансов США убеждает Китай в стабильности американской валюты


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Юрий Жигалкин: Судьба доллара оказалась в центре переговоров, которые провел в Китае министр финансов Тимоти Гайтнер.

Аллан Давыдов: Тимоти Гайтнер заявил, что Вашингтон намерен сделать все, чтобы обеспечивать сохранность вложений в ценные бумаги американского казначейства. Он призвал Китай продолжить скупку этих бумаг. Пекин является крупнейшим мировым держателем гособлигаций США на сумму 768 миллиардов долларов. Гайтнер выразил признательность Китаю за "то, что Пекин верит в скорое восстановление и динамизм американской экономики". Во вторник зарегистрировано новое падение доллара относительно евро и ряда других основных валют, на фоне рекордной продажи казначейством государственных облигаций и предположений относительно возможности перехода международных расчетов на другую резервную валюту.
Прокомментировать оптимизм министра финансов США относительно укрепления доллара я попросил Стива Хэнке, профессора экономики Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе.

Стив Хэнке: Гайтнер пока ограничивается разговорами, у него нет полноценной экономической стратегии. Думаю, если доллар и ждут неприятности, то лишь по этой причине. У меня впечатление, что Тимоти Гайтнер не совсем четко осознает, что за стабильностью валюты стоит экономическая стабильность. Гайтнер не выглядел убедительным на выступлении в Пекинском университете, утверждая, что китайским финансовым резервам, вложенным в американские облигации, ничего не угрожает. Даже китайские студенты высмеяли его.

Аллан Давыдов: Во вторник из Кремля последовало заявление о том, что президент России Дмитрий Медведев, возможно, обсудит идею замены доллара другой наднациональной валютой на предстоящей в июне встрече с лидерами Бразилии, Индии и Китая. Насколько эта идея жизнеспособна?

Стив Хэнке: Самое важное то, что ответ на этот вопрос уже известен. Если мы хотим иметь твердую международную валюту, мы должны вернуться к системе золотого стандарта, которая прежде себя хорошо зарекомендовала. Лидерам БРИК не стоит изобретать что-то принципиально новое. Сейчас много говорят о возврате к золотому стандарту. И если лидеры стран БРИК серьезно намерены от системы расчетов, основанной на долларе, перейти к какой-то другой системе, то самым оптимальным будет стремление вернуться к золотому стандарту. Думаю, что это то, чего скорее всего следует ожидать от встречи БРИК.

Аллан Давыдов: Профессор Хэнке не видит особых технических препятствий на пути возврата к золотому стандарту как основе международных расчетов. Эксперт считает, что вне зависимости от длительности и содержания дебатов о новой мировой валюте - на протяжении всего этого периода доллар США останется вполне надежной и конкурентоспособной резервной валютой.

Юрий Жигалкин: Насколько обоснованны претензии России на превращение рубля в мировую валюту? Во вторник президент Медведев сделал очередное заявление на этот счет, которое не прошло мимо внимания экспертов. Вот что говорит о мотивах Кремля профессор Маршалл Голдман, содиректор Центра российский исследований Гарвардского университета.

Маршалл Голдман: За этим стоят и политические и экономические расчеты. Постоянно поднимаемая Россией тема создания новой резервной валюты, в которой рубль играл бы заметную роль прежде всего служит для Москвы в качестве инструмента пропаганды. Признанный рубль - отражение экономической мощи возрожденной России, в то время как ослабляющийся доллар - символ угасания США. С другой стороны, рубль в качестве резервной валюты предоставил бы России важные преимущества в мировой торговле, спрос на рубль как на резервную валюту обеспечил бы высокий его курс и укрепил бы российскую финансовую систему. В данной ситуации, когда такая перспектива кажется, скажем так, отдаленной, разговоры о новой мировой резервной валюте главным образом предназначены для внутрироссийского потребления: они создают ауру героя вокруг имени президента Медведева, ведь это под его руководством Россия совершает такой прорыв.

Юрий Жигалкин: Профессор, но не выглядят ли, скажем так, нереалистичными претензии России на вселенский статус рубля? Ведь спрос на него столь мал, что его невозможно купить даже в нью-йоркских обменных пунктах, где обычно предлагается больше десятка валют?

Маршалл Голдман: В данный момент - да, нереалистичны, но если цены энергоносителей поднимутся, и утвердятся на сравнительно высоком уровне, тогда рубль станет привлекательнее. Важно также будущее американской экономики. Если США станут жертвой глубокой затяжной рецессии и промышленное производство рухнет, тогда люди не захотят держать доллар...

Юрий Жигалкин: Но еще в меньшей мере они захотят держать сбережения в других валютах!

Маршалл Голдман: В общем, это так. Если трудно будет что-то купить за доллар, то это будет признаком глубочайшей рецессии или депрессии. В таком случае рухнут и цены на нефть и покупательная способность всех валют. Но русские надеются, что проблемы не усугубятся настолько.

Юрий Жигалкин: Профессор, говоря чисто теоретически, можно ли назначить валюту на роль мировой валюты или это, скорее, так сказать, результат природного процесса?

Маршалл Голдман: Это результат действия рыночных сил. У вас есть товар, который требуется в других странах, у вас есть природные ресурсы, необходимые всем. Естественно, для их покупки требуется ваша валюта. Но это лишь отправная точка. Огромную роль играет экономическая мощь страны, ее потенциал. Утверждение валюты в роли резервной - длительный процесс. Кстати, не нужно путать резервную валюту с конвертируемой. Скажем, саудовский риал - конвертируемая валюта, потому что это валюта крупнейшего экспортера нефти. Но она не может претендовать на большую роль, потому что на нее нельзя купить другие продукты. Если на рубль можно будет купить не только нефть и газ, а целую корзину товаров, тогда потребители либо захотят рубль, либо будут вынуждены платить в вашей валюте.

Юрий Жигалкин: Если профессор Маршалл Голдман, как и многие его коллеги прав, разговоры о придании рублю более заметного статута, скорее всего так и останутся разговорами.
XS
SM
MD
LG