Возвращение музейных ценностей для использования по первоначальному предназначению - яркий признак одичания общества.
Мы привыкли говорить о величии русской культуры. И если какой-нибудь невежественный иностранец спросит, а в чем, собственно, заключается величие вашей культуры, мы, конечно, найдем, что ему ответить. Мы скажем, что наша культура – это Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский, Малевич, Эйзенштейн и так далее.
И будем неправы.
Потому что имена этих мастеров говорят об уровне литературы и искусства. А уровень культуры определяется вещами куда более простыми. Например, как одеты дети? В чистоте ли содержатся общественные туалеты? Как ведут себя пешеходы на улице?
И еще одним определяется уровень культуры. Любое общество в процессе своего развития осознает некоторые объекты как подлежащие изъятию из повседневного обихода с целью их сохранения и передачи следующим поколениям. Для этого обществом создан институт музеев. И чем шире круг предметов, осознанных как ценности, тем выше культура общества.
Положение музеев – точный индикатор состояния культурного здоровья. Если музеи активно пополняются – чего у нас в стране не наблюдается уже много лет – значит, культура здорова. Если нет – это признак болезни. А если начался процесс демузеефикации, то есть возврата памятников для использования по первоначальному предназначению – например, сервизов ХYIII века в рестораны, икон в церкви, это уже не болезнь, это ближе к моргу.
Если, скажем, во Франции какой-нибудь бизнесмен заикнется о желании взять из Лувра "Джоконду" и повесить у себя в спальне, за ним сразу вышлют санитаров. У нас православный миллионер хочет взять из главного национального музея шедевр ХIII века и повесить в им построенной церкви. Правительство вместо санитаров отправляет к нему экспертов для проверки условий хранения, а общественность и пресса начинают всерьез обсуждать такую возможность. Раз так, значит лечить надо общество в целом.
Мы привыкли говорить о величии русской культуры. И если какой-нибудь невежественный иностранец спросит, а в чем, собственно, заключается величие вашей культуры, мы, конечно, найдем, что ему ответить. Мы скажем, что наша культура – это Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский, Малевич, Эйзенштейн и так далее.
И будем неправы.
Потому что имена этих мастеров говорят об уровне литературы и искусства. А уровень культуры определяется вещами куда более простыми. Например, как одеты дети? В чистоте ли содержатся общественные туалеты? Как ведут себя пешеходы на улице?
И еще одним определяется уровень культуры. Любое общество в процессе своего развития осознает некоторые объекты как подлежащие изъятию из повседневного обихода с целью их сохранения и передачи следующим поколениям. Для этого обществом создан институт музеев. И чем шире круг предметов, осознанных как ценности, тем выше культура общества.
Положение музеев – точный индикатор состояния культурного здоровья. Если музеи активно пополняются – чего у нас в стране не наблюдается уже много лет – значит, культура здорова. Если нет – это признак болезни. А если начался процесс демузеефикации, то есть возврата памятников для использования по первоначальному предназначению – например, сервизов ХYIII века в рестораны, икон в церкви, это уже не болезнь, это ближе к моргу.
Если, скажем, во Франции какой-нибудь бизнесмен заикнется о желании взять из Лувра "Джоконду" и повесить у себя в спальне, за ним сразу вышлют санитаров. У нас православный миллионер хочет взять из главного национального музея шедевр ХIII века и повесить в им построенной церкви. Правительство вместо санитаров отправляет к нему экспертов для проверки условий хранения, а общественность и пресса начинают всерьез обсуждать такую возможность. Раз так, значит лечить надо общество в целом.