С находящимся в Испании бизнесменом, главой холдинга "Медиа-Мост" Владимиром Гусинским беседовал Дмитрий Волчек.
Дмитрий Волчек:
Ваша версия событий: почему захват НТВ был осуществлен так поспешно, хотя еще накануне на пресс-конференции Борис Йордан утверждал, что силовые методы применяться не будут?
Владимир Гусинский:
Мне трактовать, как вы назвали "версия" - практически невозможно. В том, что произошло, очевидна логика действий власти, сегодняшней власти России, которую представляют господин Йордан, господин Кох и вся эта компания. Начинал рушиться миф о финансовом неблагополучии компании, о юридической обоснованности их действий, миф начал рушиться. и в этой связи необходимо было немедленно предпринимать какие-то действия, с одной стороны, а с другой - появление иностранного инвестора, которого тяжело ошельмовать... Предположим, ошельмовать Гусинского и "Медиа-Мост" проще. Репутация российского бизнеса нам известна и как бы скорее верится в худшее, чем в лучшее. С Тернером сложнее. И поскольку им каждый день приходилось отвечать: "А почему вы отказываетесь от сделки с Тернером, а почему вы это делаете медленно, а почему вам это не нравится"?.. Им необходимо было как можно быстрее создать ситуацию, при которой, очевидно, ни один уважающий себя западный инвестор не пошел бы в компанию. Вот так я мотивирую.
Дмитрий Волчек:
Руководство НТВ, назначенное Газпромом, утверждает, что этот захват был осуществлен именно таким вот образом от того, что вот руководство НТВ якобы планировало похитить архивы телекомпании и переключить эфир на ТНТ и ТВ-6, и использовать имущество телекомпании вот в этих целях. И надо было предотвратить единственным способом - именно таким. Что бы вы сказали на это?
Владимир Гусинский:
Я даже не знаю, что на это сказать. Чем чудовищнее ложь, тем труднее как бы пытаться что-то объяснить. Бесполезно. Такой абсолютно нормальный геббельсовский прием. Ну, так дай Бог им здоровья. Я не знаю, что на этот абсурд можно отвечать. Потому что с моей точки зрения, телекомпания НТВ - это коллектив людей и редакционная политика, не три буквы НТВ. Где бы ни находился коллектив людей, если этот коллектив журналистов будет делать свою работу честно перед собой и перед зрителем, значит, это и будет телекомпания НТВ. А не телекомпания НТВ, где вот... ОРТ тоже из трех букв.
Дмитрий Волчек:
Евгений Киселев рассматривает предложение стать и.о. гендиректора ТВ-6. Ваши рекомендации - должен ли он принять это предложение?
Владимир Гусинский:
Я не думаю, что это решение только его - это решение трудового коллектива, команды НТВ. Я думаю, что так же очень важно, чтобы сотрудники ТВ-6, люди, работающие на ТВ-6, понимали, что это их совместный шаг. А мои рекомендации: мне очень сложно говорить о них. Понимаете, потому что телекомпания НТВ - в ее создании я принимал непосредственное участие. И уход оттуда журналистов НТВ и Киселева - это ее смерть. К сожалению, это факт. И мне очень трудно давать какие-либо рекомендации по этому поводу.
Дмитрий Волчек:
Вы вели переговоры о слиянии ТНТ и ТВ-6. В какой сейчас стадии эти переговоры находятся? Завершились ли они и какого будущее этого конгломерата?
Владимир Гусинский:
Ну, во-первых, я не мог в полном объеме вести переговоры по этому поводу по многим юридическим и организационным вопросам. Обсуждалась подобная тема, когда сети, не сами компании как холдинговые компании, а сети распространения ТНТ и ТВ-6 начнут объединяться. Это связано с региональными интересами, интересами региональных компаний. Я думаю, что сейчас это настолько не является принципиальным и существенным, что я даже не знаю, как ответить на ваш вопрос. Принципиальным является другое: даст ли власть журналистам возможность выполнять свой профессиональный долг на ТВ-6, если Киселев, а я надеюсь - вместе с журналистами - примет ответственное решение по этому поводу.
Дмитрий Волчек:
Вы считаете, что ТВ-6 может стать мощным оппозиционным каналом, собственно говоря, заменить НТВ?
Владимир Гусинский:
Я бы не говорил, что вообще НТВ было оппозиционным каналом. НТВ было честным каналом. А оппозиционным оно стало, потому что власть совершала то, что совершает. Я не помню, кто-то сказал, я кого-то цитирую, но это не моя мысль, о том, что если будет 100 государственных каналов и один негосударственный, то на самом деле будет один государственный и один негосударственный. То же самое будет и с ТВ-6. Если журналисты будут продолжать профессиональное исполнение своего профессионального долга - совершенно не важно, оппозиционный или позиционный. Важно только то, что они честно рассказывают о происходящем.
Дмитрий Волчек:
Для функционирования такого мощного канала, каким может стать ТВ-6 и особенно в слиянии с ТНТ, необходимы колоссальные средства - есть ли они?
Владимир Гусинский:
Давайте так: Ко мне это сегодня не очень непосредственно имеет отношение. Я не являюсь акционером ТВ-6.ю и если говорить серьезно, то не принимаю никакого принципиального решения по принятию или непринятию того предложения, которое сделал Борис Березовский как главный акционер ТВ-6 - это не мое решение. Что касается огромных или не огромных средств, то существует огромный миф, который выгоден с одной стороны тем, кто использует телевидение в политических целях как государственный инструмент пропаганды, а с другой - извините, просто на этом слегка зарабатывает - вокруг рекламы, вокруг продажи программ. И поэтому этот тезис о том, что требуются огромные средства, что телевидение не может себя окупать - это ложь. И это лучше всего доказывает просто обычный баланс телекомпании НТВ за прошлый год. Если есть налог на прибыль - около 4 миллионов долларов, значит, есть и сама прибыль... Я не считаю, что это огромные средства. Я просто считаю, что если телекомпания ТВ-6 будет делать свою работу честно, то смотреть ее будут больше. чем все вместе государственные каналы, к сожалению, и включая НТВ.
Дмитрий Волчек:
Как вы оцениваете сегодняшнюю позицию Тэда Тернера? Поступают различные сигналы. В частности, Тернер говорил о том, что он может и отказаться от такой сделки, если компания будет разрушена. Насколько далеко, на ваш взгляд, он может пойти в своем желании купить эти акции?
Владимир Гусинский:
Я могу сказать только свое понимание. Я не могу комментировать действия Тернера, потому что я просто не имею по этому поводу информации. Но, с моей точки зрения, покупка канала в той ситуации, в какой он сегодня находится, мягко говоря, нерезонна. Потому что, на самом деле, вход инвестора в этой ситуации является просто политическим прикрытием политического убийства телеканала.
Дмитрий Волчек:
Вы считаете, что он не должен покупать эти акции?
Владимир Гусинский:
Вы знаете, я не хотел бы высказывать по этому поводу никакого мнения, потому что у меня есть определенные обязательства, взятые перед консорциумом, где участвует Тэд Тернер, и я просто не могу это комментировать, исходя из юридических соображений.
Дмитрий Волчек:
В том случае, если Тернер все-таки сможет купить большую часть акций - ведь он может изменить состав совета директоров и как бы отыграть ситуацию назад - реален ли, на ваш взгляд, такой вариант?
Владимир Гусинский:
Два раза нельзя войти в одну и ту же реку.
Дмитрий Волчек:
Вы в последнее время ведете интенсивные переговоры с Борисом Березовским. Долгое время ваши отношения оставляли желать лучшего. Это временный альянс, или серьезное долгосрочное примирение, на ваш взгляд?
Владимир Гусинский:
У меня нет никаких таких интенсивных переговоров. Просто нет особого предмета этих переговоров. Березовский на сегодняшний день предлагал и предлагает помощь, и ее реализует. Помощь не Гусинскому, что очень важно понять. Поэтому я не считаю, что это какая-либо очень уж повышенная интенсивность. И еще очень важно, что я хотел бы сказать, что в России Березовский занимается совсем уже не бизнесом, а, прежде всего, политикой. И те действия, которые он предпринимает, конечно же, политически мотивированные. Я политикой не занимаюсь.
Дмитрий Волчек:
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Познер рассказывал историю, который можно доверять, а можно нет, о причине ваших первоначальных еще в 99-м году разногласий с Владимиром Путиным, разрыва ваших отношений - будто бы существовал некий компромат, которым вы угрожали Путину - чтобы вы сказали по этому поводу.
Владимир Гусинский:
Это чушь. Странные какие-то вещи, я даже не понимаю, о чем идет разговор... Я даже и не знаю про эту информацию...Это об этом Познер говорил, или кто?
Дмитрий Волчек:
Да Познер сказал буквально следующее: что у вас в 99-м году были две встречи с Путиным и вы как бы угрожали ему каким-то компроматом, и эти встречи закончились скандалом...
Владимир Гусинский:
Я думаю, что информация, которой владеет господин Познер. не соответствует действительности. Я думаю, его просто дезинформировали.
Дмитрий Волчек:
Последний вопрос: в каком состоянии сейчас находится ваше уголовное дело, и каковы, на ваш взгляд, перспективы?
Владимир Гусинский:
Уголовное дело в России вы имеете в виду?
Дмитрий Волчек:
Да.
Владимир Гусинский:
Уголовное дело в России находится в полном порядке, в руках власти, и поскольку уголовное дело присутствует, а состав преступления отсутствует, то думаю, что у нас просто заложник в виде Титова находится в тюрьме, его просто продолжают там содержать... В общем, все, что вокруг уголовного дела или уголовных дел "Моста" и Гусинского - то это все, в общем, даже комментировать смешно, потому что это все зависит от власти. Что они решат - решат продолжать уголовное дело людей и меня тоже, ну, они это будут делать. Передумают - значит, передумают. Это никакого отношения ни к юстиции, ни к реальному расследованию не имеет.
Дмитрий Волчек:
Ваша версия событий: почему захват НТВ был осуществлен так поспешно, хотя еще накануне на пресс-конференции Борис Йордан утверждал, что силовые методы применяться не будут?
Владимир Гусинский:
Мне трактовать, как вы назвали "версия" - практически невозможно. В том, что произошло, очевидна логика действий власти, сегодняшней власти России, которую представляют господин Йордан, господин Кох и вся эта компания. Начинал рушиться миф о финансовом неблагополучии компании, о юридической обоснованности их действий, миф начал рушиться. и в этой связи необходимо было немедленно предпринимать какие-то действия, с одной стороны, а с другой - появление иностранного инвестора, которого тяжело ошельмовать... Предположим, ошельмовать Гусинского и "Медиа-Мост" проще. Репутация российского бизнеса нам известна и как бы скорее верится в худшее, чем в лучшее. С Тернером сложнее. И поскольку им каждый день приходилось отвечать: "А почему вы отказываетесь от сделки с Тернером, а почему вы это делаете медленно, а почему вам это не нравится"?.. Им необходимо было как можно быстрее создать ситуацию, при которой, очевидно, ни один уважающий себя западный инвестор не пошел бы в компанию. Вот так я мотивирую.
Дмитрий Волчек:
Руководство НТВ, назначенное Газпромом, утверждает, что этот захват был осуществлен именно таким вот образом от того, что вот руководство НТВ якобы планировало похитить архивы телекомпании и переключить эфир на ТНТ и ТВ-6, и использовать имущество телекомпании вот в этих целях. И надо было предотвратить единственным способом - именно таким. Что бы вы сказали на это?
Владимир Гусинский:
Я даже не знаю, что на это сказать. Чем чудовищнее ложь, тем труднее как бы пытаться что-то объяснить. Бесполезно. Такой абсолютно нормальный геббельсовский прием. Ну, так дай Бог им здоровья. Я не знаю, что на этот абсурд можно отвечать. Потому что с моей точки зрения, телекомпания НТВ - это коллектив людей и редакционная политика, не три буквы НТВ. Где бы ни находился коллектив людей, если этот коллектив журналистов будет делать свою работу честно перед собой и перед зрителем, значит, это и будет телекомпания НТВ. А не телекомпания НТВ, где вот... ОРТ тоже из трех букв.
Дмитрий Волчек:
Евгений Киселев рассматривает предложение стать и.о. гендиректора ТВ-6. Ваши рекомендации - должен ли он принять это предложение?
Владимир Гусинский:
Я не думаю, что это решение только его - это решение трудового коллектива, команды НТВ. Я думаю, что так же очень важно, чтобы сотрудники ТВ-6, люди, работающие на ТВ-6, понимали, что это их совместный шаг. А мои рекомендации: мне очень сложно говорить о них. Понимаете, потому что телекомпания НТВ - в ее создании я принимал непосредственное участие. И уход оттуда журналистов НТВ и Киселева - это ее смерть. К сожалению, это факт. И мне очень трудно давать какие-либо рекомендации по этому поводу.
Дмитрий Волчек:
Вы вели переговоры о слиянии ТНТ и ТВ-6. В какой сейчас стадии эти переговоры находятся? Завершились ли они и какого будущее этого конгломерата?
Владимир Гусинский:
Ну, во-первых, я не мог в полном объеме вести переговоры по этому поводу по многим юридическим и организационным вопросам. Обсуждалась подобная тема, когда сети, не сами компании как холдинговые компании, а сети распространения ТНТ и ТВ-6 начнут объединяться. Это связано с региональными интересами, интересами региональных компаний. Я думаю, что сейчас это настолько не является принципиальным и существенным, что я даже не знаю, как ответить на ваш вопрос. Принципиальным является другое: даст ли власть журналистам возможность выполнять свой профессиональный долг на ТВ-6, если Киселев, а я надеюсь - вместе с журналистами - примет ответственное решение по этому поводу.
Дмитрий Волчек:
Вы считаете, что ТВ-6 может стать мощным оппозиционным каналом, собственно говоря, заменить НТВ?
Владимир Гусинский:
Я бы не говорил, что вообще НТВ было оппозиционным каналом. НТВ было честным каналом. А оппозиционным оно стало, потому что власть совершала то, что совершает. Я не помню, кто-то сказал, я кого-то цитирую, но это не моя мысль, о том, что если будет 100 государственных каналов и один негосударственный, то на самом деле будет один государственный и один негосударственный. То же самое будет и с ТВ-6. Если журналисты будут продолжать профессиональное исполнение своего профессионального долга - совершенно не важно, оппозиционный или позиционный. Важно только то, что они честно рассказывают о происходящем.
Дмитрий Волчек:
Для функционирования такого мощного канала, каким может стать ТВ-6 и особенно в слиянии с ТНТ, необходимы колоссальные средства - есть ли они?
Владимир Гусинский:
Давайте так: Ко мне это сегодня не очень непосредственно имеет отношение. Я не являюсь акционером ТВ-6.ю и если говорить серьезно, то не принимаю никакого принципиального решения по принятию или непринятию того предложения, которое сделал Борис Березовский как главный акционер ТВ-6 - это не мое решение. Что касается огромных или не огромных средств, то существует огромный миф, который выгоден с одной стороны тем, кто использует телевидение в политических целях как государственный инструмент пропаганды, а с другой - извините, просто на этом слегка зарабатывает - вокруг рекламы, вокруг продажи программ. И поэтому этот тезис о том, что требуются огромные средства, что телевидение не может себя окупать - это ложь. И это лучше всего доказывает просто обычный баланс телекомпании НТВ за прошлый год. Если есть налог на прибыль - около 4 миллионов долларов, значит, есть и сама прибыль... Я не считаю, что это огромные средства. Я просто считаю, что если телекомпания ТВ-6 будет делать свою работу честно, то смотреть ее будут больше. чем все вместе государственные каналы, к сожалению, и включая НТВ.
Дмитрий Волчек:
Как вы оцениваете сегодняшнюю позицию Тэда Тернера? Поступают различные сигналы. В частности, Тернер говорил о том, что он может и отказаться от такой сделки, если компания будет разрушена. Насколько далеко, на ваш взгляд, он может пойти в своем желании купить эти акции?
Владимир Гусинский:
Я могу сказать только свое понимание. Я не могу комментировать действия Тернера, потому что я просто не имею по этому поводу информации. Но, с моей точки зрения, покупка канала в той ситуации, в какой он сегодня находится, мягко говоря, нерезонна. Потому что, на самом деле, вход инвестора в этой ситуации является просто политическим прикрытием политического убийства телеканала.
Дмитрий Волчек:
Вы считаете, что он не должен покупать эти акции?
Владимир Гусинский:
Вы знаете, я не хотел бы высказывать по этому поводу никакого мнения, потому что у меня есть определенные обязательства, взятые перед консорциумом, где участвует Тэд Тернер, и я просто не могу это комментировать, исходя из юридических соображений.
Дмитрий Волчек:
В том случае, если Тернер все-таки сможет купить большую часть акций - ведь он может изменить состав совета директоров и как бы отыграть ситуацию назад - реален ли, на ваш взгляд, такой вариант?
Владимир Гусинский:
Два раза нельзя войти в одну и ту же реку.
Дмитрий Волчек:
Вы в последнее время ведете интенсивные переговоры с Борисом Березовским. Долгое время ваши отношения оставляли желать лучшего. Это временный альянс, или серьезное долгосрочное примирение, на ваш взгляд?
Владимир Гусинский:
У меня нет никаких таких интенсивных переговоров. Просто нет особого предмета этих переговоров. Березовский на сегодняшний день предлагал и предлагает помощь, и ее реализует. Помощь не Гусинскому, что очень важно понять. Поэтому я не считаю, что это какая-либо очень уж повышенная интенсивность. И еще очень важно, что я хотел бы сказать, что в России Березовский занимается совсем уже не бизнесом, а, прежде всего, политикой. И те действия, которые он предпринимает, конечно же, политически мотивированные. Я политикой не занимаюсь.
Дмитрий Волчек:
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Познер рассказывал историю, который можно доверять, а можно нет, о причине ваших первоначальных еще в 99-м году разногласий с Владимиром Путиным, разрыва ваших отношений - будто бы существовал некий компромат, которым вы угрожали Путину - чтобы вы сказали по этому поводу.
Владимир Гусинский:
Это чушь. Странные какие-то вещи, я даже не понимаю, о чем идет разговор... Я даже и не знаю про эту информацию...Это об этом Познер говорил, или кто?
Дмитрий Волчек:
Да Познер сказал буквально следующее: что у вас в 99-м году были две встречи с Путиным и вы как бы угрожали ему каким-то компроматом, и эти встречи закончились скандалом...
Владимир Гусинский:
Я думаю, что информация, которой владеет господин Познер. не соответствует действительности. Я думаю, его просто дезинформировали.
Дмитрий Волчек:
Последний вопрос: в каком состоянии сейчас находится ваше уголовное дело, и каковы, на ваш взгляд, перспективы?
Владимир Гусинский:
Уголовное дело в России вы имеете в виду?
Дмитрий Волчек:
Да.
Владимир Гусинский:
Уголовное дело в России находится в полном порядке, в руках власти, и поскольку уголовное дело присутствует, а состав преступления отсутствует, то думаю, что у нас просто заложник в виде Титова находится в тюрьме, его просто продолжают там содержать... В общем, все, что вокруг уголовного дела или уголовных дел "Моста" и Гусинского - то это все, в общем, даже комментировать смешно, потому что это все зависит от власти. Что они решат - решат продолжать уголовное дело людей и меня тоже, ну, они это будут делать. Передумают - значит, передумают. Это никакого отношения ни к юстиции, ни к реальному расследованию не имеет.