Ссылки для упрощенного доступа

Встреча Джорджа Буша с Тони Блэром, Россия и планы США по ПРО


В пятницу в Кэмп-Дэвиде прошла встреча президента США Джорджа Буша с премьер-министром Великобритании Тони Блэром. На заключительной пресс-конференции лидеры двух стран заявили, что переговоры были продуктивными и касались многих проблем. С подробностями из Вашингтона - Сергей Данилочкин:

Джордж Буш и Тони Блэр заявили о намерении сохранить особый характер союзнических отношений между Соединенными Штатами и Великобританией. По их словам, в Кэмп-Дэвиде были обсуждены проблемы торговых отношений, оборонного сотрудничества, включая взаимодействие между НАТО и планируемыми европейскими силами быстрого реагирования, создания системы противоракетной обороны, ситуации вокруг Ирака и урегулирования в Северной Ирландии.

Президент Буш отверг предположение, что правительство Соединенных Штатов не сможет убедить союзников и партнеров в необходимости создания системы ПРО, которая будет защищать от угрозы нападения воинствующих режимов:

«Полагаю, что имеет смысл предложить нашим друзьям собраться и работать вместе для создания обороны против угроз 21-го века.

Интересно, что о противоракетной обороне заговорил Владимир Путин. Мы считаем это прорывом, признанием того, что «холодная война» завершилась, что мы больше не являемся врагами России. Я также не рассматриваю Россию как нашего врага. И перед нами возникнут угрозы, которым надо противостоять.»

Британский премьер Тони Блэр подтвердил готовность его правительства участвовать в обсуждении планов создания системы ПРО вместе с другими союзниками по НАТО. Он указал, однако, на то, что еще не существует реальных предложений об осуществлении этих планов.

Вопрос о создании ограниченной системы противоракетной обороны на минувшей неделе неоднократно обсуждался представителями правительства Соединенных Штатов, в том числе - советником президента по национальной безопасности Кондолиссой Райс, и самим президентом Джорджем Бушем. С каждым разом высказывания высокопоставленных официальных лиц становились все более и более развернутыми. Кульминацией этих выступлений в пятницу стала совместная пресс-конференция Джорджа Буша и британского премьера Тони Блэра в Кэмп-Дэвиде. На ней оба лидера подробно обсудили проблемы, связанные с американскими планами создания системы ПРО и отношением к ним европейских союзников и России. Рассказывает Сергей Данилочкин.

Представители американского правительства на уходящей неделе неоднократно обращались к вопросу о возможности создания национальной или ограниченной системы противоракетной обороны. Об этом несколько раз говорил на брифингах представитель государственного департамента США Ричард Баучер. Эту тему затрагивал и руководитель этого ведомства Колин Пауэлл. С большими деталями о ней рассуждала советник по национальной безопасности Кондолисса Райс. Джордж Буш упомянул об этом вопросе на своем первом брифинге в качестве президента, однако весьма развернуто обсудил ее в Кэмп-Дэвиде с британским премьером Тони Блэром.

Как известно, планы США создать национальную систему ПРО весьма негативно были восприняты российским правительством. Москва считает, что ее развертывание нарушит условия договора об ограничении систем противоракетной обороны, заключенного в 1972 году и являющегося краеугольным камнем современного баланса стратегических сил. Союзники США по НАТО заняли в этом споре осторожную позицию, что неоднократно вынуждало американских лидеров заявлять об ограниченности планируемой ими системе. Они говорили и продолжают настаивать на том, что такой противоракетный зонтик может защитить только от пусков единичных ракет, а не массированного удара, на который способны признанные ядерные державы.

На совместной пресс-конференции в Кэмп-Дэвиде президент Буш представил свою аргументацию, отточенную предыдущими попытками:

«Нам нужно по-другому обдумать эпоху после «холодной войны»: новые угрозы возникли перед свободолюбивыми народами. Существует угроза случайного пуска ракеты. Есть угроза возможного шантажа. Некоторые страны могут создать оружие массового уничтожения, которое они пожелают нацелить на Америку, Великобританию, наших союзников и друзей, страны, перед которыми у нас есть обязательства. Наш ответ на это должен быть реалистичным. Имеет смысл создать оборону, противостоящей действительным угрозам.»

Премьер-министру Великобритании Тони Блэру досталась непростая задача. Он должен был дипломатично объяснить отсутствие единогласия по этому вопросу в рамках Североатлантического Союза и попытаться сблизить позиции, которые, по мнению большинства наблюдателей, отнюдь нельза назвать антагонистичными. Тони Блэр:

«Я понимаю и разделяю озабоченность президента и американского правительства по поводу оружия массового уничтожения и распространения ядерного оружия. Считаю важным в этом контексте, чтобы мы обсудили все возможные варианты реакции на эту угрозу. Я очень рад подходу американского правительства, который состоит в открытости и обсуждении всех проблем с тем, чтобы осведомить о них союзников. Все это - очень, очень большие и важные вопросы, и мы приветствуем проходящий по этому поводу диалог.»

Пытливые журналисты старались выяснить глубину обсуждения проблемы между лидерами двух стран, подтвердивших приверженность «особым союзническим отношениям». Они пытались в этой связи прозондировать возможность размещения элементов планируемой в США системы ПРО на британской территории. На это Тони Блэр сказал:

«Перед нами на столе еще не лежит определенное предложение. Считаю важным, чтобы мы подошли к этому вопросу конструктивно и обсудили все с союзниками. Таким образом мы можем найти решение проблемы.»

В последние дни высокопоставленные американские представители неоднократно обращали внимание на то, что российские власти могут изменить свою негативную позицию относительно планов создания ограниченных систем ПРО. Джордж Буш сделал в этой связи практически сенсационное заявление, которое многие аналитики расценили как прямое предложение России к сотрудничеству.

«Интересно, что о противоракетной обороне заговорил Владимир Путин. Знаю, что в Европе существует озабоченность реакцией России на разработку системы, которая сделает мир более безопасным. И Владимир Путин заговорил о необходимости продумать создание систем, которые, например, будут перехватывать ракеты при пуске. Ограниченных систем, обеспечивающих мир. Мы считаем это прорывом, признанием того, что «холодная война» завершилась, что мы больше не являемся врагами России. Я также не рассматриваю Россию как нашего врага. И перед нами возникнут угрозы, которым надо противостоять. Если наши народы хотят мира, мы должны применить наши технологии для соответствующей защиты от угроз, перед которыми мы предстанем. Думаю, что это -прорыв в хорошем направлении»,- сказал президент Буш.

Советник президента США по национальной безопасности Кондолисса Райс ранее сообщила о том, что американское правительство с вниманием отнеслось к российским предложениям о возможном создании коллективной системы противоракетной обороны, которая бы служила защитой от угрозы нападения воинствующих режимов.

«Мы не видели документа, представленного недавно лорду Робертсону - генеральному секретарю НАТО. Но, насколько я себе представляю, это - признание Россией существования угрозы и, возможно, признание, что противоракетная оборона необходима для защиты от этой угрозы. Мы ожидаем в соответствующее время обсудить с российскими лидерами как следует бороться с этой угрозой»,- сказала Кондолисса Райс.

Она обратила внимание на то, что сотрудничество России с Ираном и рядом других воинственно настроенных режимов в ядерной области, не может не вызывать озабоченности. Вместе с тем, Кондолисса Райс считает реальным взаимодействие с Москвой по проблеме ограниченной противоракетной обороны. Об этом же она заявляла ранее в интервью французской газете «Фигаро».

В четверг Кондолисса Райс развила эту мысль:

«В контексте отношения к режиму нераспространения, мы весьма озабочены действиями России, скажем, ее взаимодействием с Ираном, и видим в этом угрозу нашим интересам. Но при этом я считаю Россию партнером и даже потенциальным союзником. И не вижу никаких противоречий. Именно в отношении режима нераспространения ядерного и ракетного оружия мы можем многое сделать вместе. Надеюсь, что Америка и Россия, при дальнейшем взаимодействии нашего правительства с правительством Владимира Путина, могут приступить к решению проблем нераспространения»,- сказала Кондолисса Райс.

При осмыслении всех заявлений, сделанных в последние дни относительно будущего ограниченной системы противоракетной обороны, рисуется весьма оптимистическая картина. Если заинтересованные стороны таким образом не вступили на путь, ведущий к прямому сотрудничеству, то, по крайней мере подали сигналы о готовности обсуждать проблему.

XS
SM
MD
LG