В Украине к российским выборам всегда было особое внимание. Cегодня одни любопытствуют: сколь жесткой будет политика Путина в отношении Киева (в том, что она будет жесткой – сомнений нет). Другие задаются вопросом: а будет ли революция в России (особенно интересен украинскому наблюдателю оранжевый оттенок революционных событий в соседней стране)?
Наибольший трепет российский выбор вызывает, несомненно, в высоких кабинетах украинской власти. Еще два года назад прошел слушок о том, что Путин делал ставку на украинских выборах в 2010 не на Виктора Януковича, а на Юлию Тимошенко. Мол, потому Янукович и вызывает идиосинкразию у кремлевских хозяев. Имеют ли эти слухи под собой основание, сказать трудно, но несомненно одно: Кремлю (неважно в чьем лице – Путина или Медведева) было выгодно подогревать этот слух. В России давно усвоили, что украинские политики, ориентированные на пророссийский электорат, стоят в очереди за кремлевским благословением. А Януковичу было необходимо не только такое благословение; ему (и особенно его бизнес-окружению) кровь из носу нужно было добиться пересмотра газовых соглашений.
В итоге Киев не получил ни первого, ни второго. В Кремле, казалось, с неким наслаждением наблюдали за тем, как украинский президент пытается добиться снисхождения. В России хорошо прочувствовали выгоду момента: Янукович оказался в ловушке (изоляция, низкий рейтинг), и эта ситуация открыла массу возможностей для агрессивного напора на переговорах. Сценарий, подобный тому, как кремлевскую симпатию зарабатывал белорусский президент, сдавший страну в политическое и экономическое пользование соседу.
Но не все, конечно, для Украины так мрачно. По крайней мере, в другой плоскости – общественной: впервые за долгие годы к российским выборам приковано не просто внимание, а интерес, наконец-то в Москве появилась хоть какая-то интрига. Как отреагирует общество на возвращение Путина в главное кресло? Российские граждане уже не раз за последние месяцы удивили и своих руководителей, и весь мир – способностью бороться с наглой самоуверенностью властей.
Слова «украинизация» и «оранжевая угроза» звучат из уст будущего российского президента слишком уж часто. Приблизительно так детей пугают Бабой-Ягой. И что сказать: многие по-детски ведутся, верят… Но далеко не все. В России началась своего рода переоценка оранжевых событий. Это в то время, когда в самой Украине многие стесняются вспоминать о не таком и далеком 2004-м годе. Любопытно, что ренессанс «оранжизма» может произойти в стране, где более всего приложились к созданию злобного ореола заговора вокруг феномена массового народного протеста против нечестных выборов.
В Украине уже привыкли к тому, что Россия всегда присутствует в украинских выборах. Политики изыскивают возможность встретиться с российскими лидерами, дабы показать избирателю: вот, мол, нас признали. Другие вынуждены комментировать сложные вопросы повестки украинско-российских отношений. Но Украина как-то не особо присутствовала в избирательных раскладах России. Выборы-2012 – совершенно исключительное событие, Украина присутствует, причем заметно…
Недавно Путин в очередной раз страшил оранжевой революцией. Также на днях в Москве состоялся круглый стол на тему «Вторая Оранжевая или Владимир Путин?». Суперхитом в социальных сетях стала песня оппозиционного трио Обломов-Собчак-Парфенов со строками: «Дмитрий Анатольевич, дайте ответ: есть оранжевая угроза или нет?» Отдельное внимание заслуживает креативная работа некоторых россиян на тему оранжевой угрозы. Ну, и как же можно забыть о милой женщине с издевательски-проникновенной надписью на простеньком плакатике «Я – оранжевая угроза».
Приходилось слышать от одного журналиста: вторая оранжевая в Украине состоится после первой в России. Ну что же: проверим…
Популярное
1