Ссылки для упрощенного доступа

Украинский военнослужащий в Славянске. Будущее по-прежнему неясно
Украинский военнослужащий в Славянске. Будущее по-прежнему неясно

Российские бесы, братская клика. Путин и донецкий референдум. 9 мая - в ожидании провокаций. Ярость по поводу георгиевской ленты

Лайвблог о дискуссиях в сети

13:42 7.5.2014
Вечные ценности: георгиевская лента

Предпраздничный пост о том, что День победы – это праздник, который должен быть связан с памятью, а не с оголтелой госпропагандой, написал в этом году псковский депутат Лев Шлосберг (много лет назад эту традицию инициировал в ЖЖ Артемий Лебедев). Шлосберг пишет: Памятные даты военной истории всегда были и всегда будут частью государственной политики. Национальная и государственная идентичность прочно связаны с датами великих побед и поражений.
Но государство как главный заказчик и главный толкователь официальной истории может как беречь историческую правду, какой бы больной она ни была, так и перелицевать историю вплоть до полной замены смыслов – как правило, на политическую потребу дня, прямо злоупотребляя правами власти на формулирование официальной позиции государства по любому вопросу истории.
Но военная история – особая. Она вся выстроена на крови. Человеческая кровь и смерть – её главный строительный материал. Переписывание военной истории всегда связано с отрицанием правды тех, кто воевал. <…> Советское государство, как правило, старалось максимально сократить в истории информацию о политических и военных ошибках, предательствах, подлости, скажем так, «ретушировало» военную историю вплоть до изъятия из библиотек «неправильных книг», но никогда не связывало напрямую Память о Войне и Победе с политическими задачами текущего дня – как во внешней, так и во внутренней политике. <…>
Великая Победа Народа, смыслом который была только борьба за Жизнь родных и Родины, стала превращаться на глазах миллионов людей в Победу «назло врагам», Победу «государственного престижа», присягу народа «на верность власти». Картина народного горя и страданий стала превращаться в картину народного горя и страданий «ради государства».
Еще немного заиграться в современные политические побрякушки – и советские солдаты сойдутся в смертельном бою с вооруженными силами НАТО. И командовать этими странными войсками будет Владимир Путин.
9 мая 1945 года десятки миллионов людей – мужчины, женщины, дети – плакали не только от радости пришествия Победы, но от неизбывного горя – потому что каждый потерял родных, у каждого были пожизненные шрамы на сердце. И государство, даже если хотело, не могло запутать, обмануть рядового человека – он сам знал правду. Она жила рядом с ним.
Сейчас, когда большинство ныне живущих знает о войне уже только из художественных произведений и учебников, современное российское государство не погнушалось призвать миллионы своих павших и тысячи живых героев на новую войну – с внешними и внутренними врагами.
У этого государства нет никаких подлинных активов, оно насквозь пропитано ложью и цинизмом. Yа лжи и цинизме это государство намерено воспитать для себя новый народ – такой, который не будет понимать подлинного, не сможет читать его знаки, не сможет противостоять пропаганде.
Идет война государства лжи и человеческой правды.

Истории главного оружия этой войны, георгиевской ленточки, посвящена колонка Олега Кашина. Он вспоминает Наташу Лосеву, которая в 2005 году придумала рекламировать посвященный 60-летию победы онлайн-проект РИА-Новостей посредством раздачи георгиевских ленточек (на них был напечатал адрес ресурса). День победы был тогда обычным праздником: кто хотел, веселился, кто хотел – вспоминал, а кому было очень надо – негодовал об утраченном величии. Дальше история ленточки выглядит так: Поскольку дебют оказался удачным и всем все понравилось, и поскольку инициатива исходила из государственного агентства, идею заметила власть (даже ВЛАСТЬ) и к началу следующего сезона с присущим ей изяществом начала ее популяризировать. Причем изящество иногда действительно было — например, когда ведущим федеральных телеканалов велели появляться в кадре с лентой, даже Яна Чурикова в праздничные дни вела «Фабрику звезд» в таком виде. Но на каждый удачный эпизод приходилось десять неудачных — в помощники «Студенческой общине», поставлявшей волонтеров в первом сезоне, отрядили активистов новых молодежных движений, которые тогда же в 2005 году Кремль начал создавать, нашистов и прочих — а всякая идея, пройдя через нашистов, превращается в говно. Уже 2006 год — ленточки на собачьих поводках, на задницах, на бутылках водки в магазине и т.п. Ленточка была символом памяти, потом почти сразу стала символом государства, а потом символом лояльности власти — вот такая эволюция.
И к этому можно было бы отнестись спокойно, но ленточка же осталась официальным символом праздника 9 мая, который у нас теперь празднуют совсем не так, как в 2005 году. Никаких уже плюшевых ушек, а ярость, надрыв и сложные щи, тотальная сакральность и культивируемый официальными лицами, телевидением и даже церковью фанатизм. Символ лояльности себе власть предлагает считать святыней — просто предлагает и все, потому что она так захотела. Кусок ткани, придуманный девять лет назад для продвижения праздничного сайта в офлайне, приравнивается по религиозному значению к поясу Богородицы и волосу Пророка вместе взятым. Что-то похожее было у Андерсена в сказке «Новое платье короля», если кто-то помнит.

Кашин заканчивает свой текст, естественно, «русской весной», символом которой тоже стала ленточка, и надеется, что когда-нибудь в далеком будущем она станет инструментом памяти об этих событиях. Ровно на этом месте Кашина начинает громить «Спутник и погром» - по его понятиям, участие ленты в «русской весне» не пятнает, а отмывает символический кусок ткани: Всё идиотничанье, вся гниль и грязь в эти дни высыхает и отваливается, а разные захватанные легковесные слова («уважение к ветеранам», «священные символы», «мы никому не позволим глумиться над памятью») вдруг наливаются свинцовым весом и тянут на дно, в ад войны и огня.
Святые дни. Святые времена. Святые доказательства того, что бытие — есть, а небытие 10 лет тянулось и хватит. Лязг гусениц. Рев падающих вертолетов. Испуганный бубнеж правосека у трупа его товарища. Спокойное лицо полковника Стрелкова. И видеоблоггер на крыше сгоревшего Дома Профсоюзов, аккуратно вытаскивающий георгиевскую ленточку из горы гильз и листовок.
В страну вернулась жизнь. Вернулась история. И плакаться о том, что ленточку, за которую здесь и умирают русские люди, хватают чьи-то там не те руки — как минимум странно.
Тем более, что кровь смывает все отпечатки.

А когда их не смывает кровь, их смывает золото: в Волгограде хотят позолотить Родину-мать Вучетича. С предложением выступил доверенное лицо президента РФ Владимира Путина, художник Александр Шилов: Несмотря на то что такое предложение может показаться кому-то абсурдным, кому-то нереальным, у членов государственной комиссии, которые принимали участие в обсуждении этого вопроса, отрицательной реакции не вызвало. Золотое напыление или какой-либо иной способ нанесения такого необычного, на первый взгляд, покрытия не вызовет изменений в структуре, стиле, композиционной постановке монумента, его технических характеристиках.

Идея возникла потому, что несколько лет назад на склоне Мамаева кургана построили православный храм с золотыми, естественно, куполами. На фоне которых монумент Вучетича кажется каким-то сереньким. Отсюда дилемма: либо «приглушить» сияние куполов, либо позолотить Родину-мать. Сложная дилемма.

Пост Навального, который призывает помнить, что цвет победы – красный, а победитель – СССР, выглядит на этом фоне как-то даже бледно: Георгиевская лента как символ 9 мая - это такой ельцинско-путинский ребрендинг против коммунистов, которые в те времена реально угрожали "Единой России". Просто решили красный цвет убрать. Вот и всё.
Не понимаю, чего тут стесняться: цвет Победы - красный. Знамя победы - красное.
Георгиевская лента с 1917 года не использовалась ни на одной советской государственной награде вплоть до восстановления ордена Святого Георгия и Георгиевского креста в 1992 году.
Это важная вещь. Реальные исторические события, в которых принимали участие наши родственники. Люди боролись, гибли и побеждали с конкретными словами, под конкретными символами и знаменем конкретного цвета.
Даже если предположить, что важно решить задачу уничтожения красного цвета, как цвета победы (что само по себе оскорбительно), то можно взять какой-то реальный символ - характерную звёздочку, или золотой цвет, или что-то в этом роде. Но уж никак не георгиевскую ленточку.
Возвращаясь к нашим бабушкам и дедушкам: вот я уверен, что если б кто-то тогда, когда настоящих фронтовиков можно было увидеть сотнями и тысячами, пришёл бы к ним на парад с гергиевской лентой, то фронтовики бы ему сказали очевидное для того времени "ты чё это эсэсовскую ленту навязал на себя?". Никто в СССР по-другому к этой ленте не относился. Понятно, это была советская идеологическая демонизация символа героев предыдущих войн России.
Но, всё-таки, если кто забыл, то Великую Отечественную войну вёл СССР и ветераны войны жили потом в СССР. Из песни слов не выкинешь.

Стихотворный итог подвел Роман Лейбов:
У меня есть пять минут, чтобы это сказать:
на открытках
семидесятых,
посвященных победе в давно отшумевшей войне,
изображали усатых солдат
с автоматами ППШ.
В 2005 году
журналистка Ирина Михайлова
предложила начальству
ребрендинг праздника:
так на улицах появились
застенчиво улыбающиеся молодые люди
с деревянными
автоматами
ППШ.
Через четыре года
деревянные модели решили
заменить металлическими,
а отдельным гражданам
стали выдавать точные копии
со сточенными бойками
на затворах.
Тут мои пять минут истекли,
и я предоставляю читателям
дописать этот верлибр,
при желании - можно и с рифмами,
например,
на слова "дура" и "молодец"
XS
SM
MD
LG