Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.
Андрей Шароградский : Сегодня совет директоров Волжского автомобильного завода принял отставку генерального директора, бывшего представителя государственной компании «Рособоронэкспорт», который возглавил "АвтоВАЗ" в конце прошлого года, когда завод перешел под контроль государства. Смена руководства может означать и выбор новой стратегии развития крупнейшего автозавода России, менеджеры которого все последние месяцы решали, должен ли "АвтоВАЗ", как и прежде, создавать собственные модели или решиться на партнерство с зарубежной автомобильной компанией, включая продажу части своих акций. Тему продолжает Сергей Сенинский.
Сергей Сенинский : Всего 3-4 года назад многие эксперты рынка легковых автомобилей в России сходились в том, что наилучшим, видимо, выходом для российских автомобильных заводов могли бы стать их совместные предприятия с западными: у одних - деньги и передовые технологии, у других - знание местного рынка и сбытовая сеть. Но эти планы так планами и остались, западные компании предпочитают строить в России собственные заводы. Наш первый собеседник в Москве - аналитик инвестиционной группы «АТОН» Татьяна Капустина.
Татьяна Капустина : Нам мой взгляд, основная причина в том, что те преимущества, которые записывались в копилку отечественных производителей (знание местного рынка, налаженная сбытовая сеть, налаженные контакты с поставщиками), оказались несколько переоцененными. У всех крупных брендов есть совершенно отлаженные технологии, как создать сбытовую сеть. Это оказалось не так уж долго, не так уж дорого. Зато недостатки российских отечественных производителей оказались, действительно, существенными.
Сергей Сенинский : За последние 5-7 лет ни одна, по сути, новая модель отечественного легкового автомобиля та и не стала сколько-нибудь коммерчески успешной.
"АвтоВАЗ" в сентябре должен представить детальный план собственного развития, под который он и просит 5 миллиардов долларов из бюджета. Если допустить, что на заводе «вдруг» появится некая новая и однозначно перспективная модель, хватит ли этих денег на подготовку и запуск её производства? Или такая сумма в любом случае предусматривала бы покупку для этой модели неких западных образцов, например, платформы или двигателя? Илья Макаров, аналитик инвестиционной компании «Антанта-Капитал».
Илья Макаров : Я думаю, что здесь, наверное, заложена именно разработка абсолютно новой модели. Если это покупка новых образцов западных, то здесь, мне кажется, можно уложиться и в меньшую сумму. Однако ситуация с "АвтоВАЗом", если даже будет выделено и 30 миллиардов, все равно не изменится. Просто создать модель - это одно, а вопрос с поставщиками... Ведь у "АвтоВАЗа" более сотни поставщиков. Надо ситуацию менять именно с поставщиками.
Сергей Сенинский : В последние недели много говорилось о теоретической возможности продажи крупного пакета акций "АвтоВАЗа" компании Renault - Nissan . Подобные планы становятся тем более интересными, если принять во внимание возможность альянса самой этой компании с американской General Motors (обсуждаемого ныне), у которой уже есть какое-никакое совместное предприятие с "АвтоВАЗом". Но если вообще допустить такой сценарий, какой минимальный пакет акций "АвтоВАЗа" может, на ваш взгляд, устроить зарубежного партнера? Блокирующий (25 процентов плюс 1 акция) или все же контрольный (50 процентов плюс 1 акция)?
Илья Макаров : Понятно, они заинтересованы в стратегической инвестиции. В этом случае, они будут заинтересованы в получении контрольного пакета. Если покупать блокирующий пакет, то в любом случае оперативный контроль остается у той стороны, которая владеет мажоритарным пакетом. Поэтому Renault , наверное, будет заинтересовано все-таки в контрольном пакете.
Сергей Сенинский : Татьяна Капустина:
Татьяна Капустина : Я бы сказал, что, конечно, предпочтительней было бы приобрести контрольный пакет (50 плюс 1), чтобы совершенно точно проводить через совет директоров свои решения. Но, как показывает практика, западные партнеры очень часто соглашаются на блокирующий пакет. Потому что он дает достаточную власть при принятии решений. В качестве примеров можно привести "Силовые машины" и их кооперацию с Siemens . Это совсем недавний пример. А поскольку шансов на то, что кому бы то ни было из западных автомобилестроительных корпораций достанется больше, чем 50 процентов, таких шансов нет, то, мне кажется, что здесь речь может идти только о блокирующем пакете, не более.
Сергей Сенинский: Вспомним недавние сделки двух других автомобильных компаний России, частных.
Горьковский автомобильный завод купил у DaimlerChrysler оборудование для сборки по лицензии моделей Dodge Stratus и Chrysler Sebring . А буквально на днях объявил о покупке британской компании LDV , производящей легкие грузовики и микроавтобусы.
Компания «Северсталь-Авто» организует на своем заводе в Елабуге сборку двух легковых моделей FIAT , к которой теперь добавится и сборка легкого грузовика Ducato .
На ваш взгляд, подобная тактика - покупка у зарубежных компаний уже готового и относительно недорого - может ли оказаться более востребованной главным теперь собственником "АвтоВАЗа" (государством), чем продажа крупного пакета акций завода «стратегическому» инвестору? Или второй вариант может оказаться более предпочтительным? Илья Макаров
Илья Макаров : В случае с "АвтоВАЗом", я думаю, наиболее правильно, конечно, продажа стратегическому инвестору, причем, мировому производителю. Это дешевый способ создания новых автомобилей. Таким денежным потоком, которым "АвтоВАЗ" генерирует сейчас, он не сможет это сделать. Поэтому правильнее, наверное, и логичнее все-таки продаться западному стратегическому инвестору.
Сергей Сенинский : Татьяна Капустина:
Татьяна Капустина : То, что пока мы видим, указывает на то, что правительство пока не определилось, каким же оно хочет видит "АвтоВАЗ" в среднесрочной перспективе - либо предприятием сборщиком чужих моделей, либо предприятием, производящим собственные модели, пусть даже и закупленные у какого-то иностранного производителя. Но мне более вероятным кажется вариант продажи какого-то крупного пакета стратегическому инвестору. Это дает возможность "АвтоВАЗу" приобрести какую-то модель и под собственным брендом выпускать ее.
Сергей Сенинский : Спасибо, напомню, на наши вопросы отвечали в Москве аналитики по российскому машиностроению: Татьяна Капустина, инвестиционная группа «АТОН», и Илья Макаров, инвестиционная компания «Антанта-Капитал».