Ссылки для упрощенного доступа

Участники алкогольного рынка России считают, что введенная с 1 июля Единая государственная автоматизированная информационная система не работает


Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Александр Дядин.



Надежда Перцева: С 1 июля в России введена в действие Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), призванная отследить весь оборот алкоголя в стране. Основной результат – исчезновение с прилавков магазинов качественной лицензированной алкогольной продукции. Корреспондент Радио Свобода в Петербурге Александр Дядин постарался выяснить, чего следует ждать производителям и потребителям водки и вина.



Александр Дядин: Основной вывод всех участников алкогольного рынка: система ЕГАИС не работает! Еще во время ее создания многие высказывали сомнение в том, что оборот сотен миллионов товарных единиц можно взять под надежный и, главное, оперативный контроль. К сожалению, эти опасения подтвердились. Введение новой системы привело к параличу «белого» алкогольного рынка, и к бесконтрольному разгулу рынка подпольного. В цивилизованном мире правительство, допустившее подобные действия, уже давно отчитывалось бы перед пострадавшими в суде. В России, как считает президент ассоциации «Северо-западный альянс участников алкогольного бизнеса "АЛБИ"» Игорь Попов, такой поворот маловероятен. Но отдельные иски все-таки будут.



Игорь Попов: К сожалению, на то, что в целом система не работает, иск подать очень сложно. Поэтому по каким-то конкретным вопросам иски будут подаваться. Более того, наши юристы рассматривают возможность обращения в Конституционный суд.



Александр Дядин: Разработчики системы, пытаясь вдохнуть в нее жизнь, чуть не каждую неделю меняют ее версии. В итоге действуют разные программы, которые зачастую не поддерживают друг друга. По мнению генерального директора компании «Русьимпорт-Нева» Ильи Киселева в этих условиях нарушителем может стать любой самый добросовестный участник рынка.



Илья Киселев: Контрафактной может быть объявлена продукция буквально любая. Она может пройти все этапы этой цепочки, она может быть зафиксирована на всех участках – на таможне, на дистрибьюторе. Потом она отгружается в розницу, но мы отгружаем товар в магазин, подаем сведения об этом товаре в систему ЕГАИС – и когда они туда попадут, честно говоря, я не знаю, иногда в этот день, иногда через три дня. Но в этот момент может прийти этот самый проверяющий со сканером, с ноутбуком с базой, и в этой базе не будет наших накладных. Все – директору тюрьма штраф и так далее.



Александр Дядин: Сложившаяся ситуация уже породила ажиотажный спрос на алкогольную продукцию. Рост цен, по разным оценкам, может составить от 20 до 50 процентов. Но борьба, которую правительство России решило вести с вредными привычками населения, похоже, только начинается. C Нового года с прилавков магазинов, вслед за вино-водочными изделиями, могут исчезнуть сигареты, поскольку с 1 января должен вступить в силу новый Налоговый кодекс, изменяющий правила начисления акцизов на табак.


XS
SM
MD
LG