Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 17 августа - Гертруда Харрис, 93-летняя дочь рядового британской армии Гарри Фарра, расстрелянного во время Первой мировой войны по обвинению в трусости и реабилитированного 90 лет спустя усилиями его дочери.
На протяжении многих лет Гертруда Харрис добивалась реабилитации отца в английских судах, доказывая его невиновность на основании архивных документов. И вот министр обороны Великобритании Дес Браун объявил о реабилитации Гарри Фарра, ставшего, по словам министра, жертвой несправедливости. Британское правительство реабилитировало всех 306 солдат и офицеров, расстрелянных по постановлению военно-полевых судов во время Первой мировой войны за трусость и дезертирство. Как отметил британский министр обороны, «все они, как и погибшие в бою, стали жертвами войны».
О человеке дня Радио Свобода говорит корреспондент нашего радио в Лондоне Наталья Голицына.
Наталья Голицына: На рассвете 18 октября 1916 года рядовой первого батальона Вест-Йоркширского полка Гарри Фарр был расстрелян по постановлению военно-полевого суда, обвинившего его в трусости. Он отказался от повязки, которой ему хотели завязать глаза. Ему было 25 лет. Присутствовавший при казни военный капеллан, исповедавший Фарра перед смертью, на следующий день отправил письмо соболезнования его вдове, в котором писал, что не встречал лучшего солдата, чем ее муж. Читая 90 лет спустя протокол военно-полевого суда, убеждаешься, что случай с Фарром был не просто судебной ошибкой, но и следствием некомпетентности тогдашней медицины. Фарра обвинили в том, что он без приказа покинул траншею перед атакой и отправился в лазарет, якобы симулируя нервную болезнь. Из протокола выясняется, что проведший два года в окопах Гарри Фарр дважды лечился в госпитале от приступов нервного заболевания, которое нынешняя медицина скорее всего диагностировала бы как посттравматический стресс.
Вдова Фарра вначале получила извещение, что ее муж погиб в бою. Однако когда ей перестали выплачивать пенсию за мужа, ей сказали, что он расстрелян за трусость. Когда у нее не стало средств к существованию, владелец квартиры попросту выбросил ее с младенцем на улицу. Шок от полученного известия был так велик, что вдова Фарра много лет не решалась рассказать обо всем ни дочери, ни родителям мужа. Она ни минуты не сомневалась в том, что ее муж, ушедший добровольцем на фронт, был мужественным и смелым человеком, неспособным на трусость. Это свое убеждение она передала дочери Гертруде, которая узнала от матери о судьбе отца, когда ей было уже 40 лет. С тех пор она неустанно добивалась его реабилитации и в судах, и в министерстве обороны, но постоянно получала отказы. Наконец ее усилия увенчались успехом. «Мой отец не был трусом, - сказала 93-летняя Гертруда Харис, узнав о реабилитации отца. - Он был очень храбрым солдатом, который сражался за свою родину, и который погиб, сражаясь за нее».