Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.
Алексей Кузнецов : В Соединенных Штатах продолжается расследование громкого и загадочного дела об убийстве шестилетней девочки. Мужчина, задержанный по подозрению в убийстве, доставлен в город, где десять лет назад было совершено преступление. Однако, несмотря на его заявление о причастности к убийству, остаются серьезные сомнения в правдивости этого признания. Подробности в материале нашего вашингтонского корреспондента Аллана Давыдова.
Аллан Давыдов : В четверг вечером в штат Колорадо самолетом доставлен 41-летний Джон Марк Карр - на сегодня самый известный в Соединенных Штатах подозреваемый в убийстве. Правоохранительные органы штата пока считают его самым вероятным исполнителем нераскрытого преступления, которое 10 лет назад всколыхнуло город Боулдер. Тогда, в рождественские дни 1996 года, в подвале собственного дома задушенной насмерть, со следами побоев и сексуального насилия была обнаружена шестилетняя Джонбенэ Рэмзи, незадолго до этого объявленная «королевой красоты» среди детей и похищенная неизвестным лицом с требованием выкупа.
Бывший школьный учитель Джон Марк Карр на прошлой неделе был арестован в Таиланде и переправлен в Лос-Анджелес, штат Калифорния. В Колорадо его перевезли по запросу властей штата об экстрадиции, на которую дал согласие сам подозреваемый. Главной зацепкой следствия стала четырехлетняя анонимная переписка Карра через интернет-форум с профессором факультета журналистики Университета Колорадо Майклом Трэйси. В одном из посланий Карр просил Трэйси прийти к дому убитой девочки и зачитать там его признание в вечной любви к ней.
Сразу после ареста в Таиланде, где он прожил несколько последних лет, Карр дал понять наседавшим на него журналистам, что имеет какое-то отношение к смерти Джонбенэ Рэмзи, но при этом заявил, что не убивал ее.
Джон Марк Карр : Я любил Джонбенэ, а погибла она случайно.
Аллан Давыдов : Интерес общественности и прессы к этому возобновившемуся делу особенно подогревается молчанием следствия касательно того, какое именно свидетельство имеется против Джона Карра. Присутствует ощущение какой-то тайны, известной только самым посвященным. Говорит Боб Грант, бывший окружной прокурор из штата Колорадо.
Боб Грант : Я думаю, что у них есть улики. Видимо, группа расследования считает его не просто шизофреником, который, вбив себе что-то в голову, не устаёт повторять: «Я был с нею, когда она умерла».
Аллан Давыдов : У Карра вроде бы есть алиби: его бывшая жена утверждает, что в день убийства Джон находился рядом с нею, далеко от штата Колорадо. Но как тогда понять признание самого подозреваемого? И каков возможный вариант развития событий? Своим мнением делится обозреватель-правовед Джеффри Тубин.
Джеффри Тубин : Хотя слова Карра могут быть использованы против него, их также можно истолковать как исходящие от человека, который находится в глубоком смятении. Но в биографии Карра много фактов, которые дают основания считать его вероятным подозреваемым в убийстве девочки. Он дважды женился на очень молодых женщинах и был арестован в 2001 году за хранение детской порнографии, что может указывать на его склонность к педофилии. Он демонстрировал сильный интерес к делу Джонбенэ Рэмзи, переходящий в навязчивую идею. Но он всего этого еще не достаточно, чтобы считать его убийцей.
Его защита может спросить: где физические свидетельства, связывающее его с преступлением, такие как анализ ДНК, отпечатки пальцев или сходство почерка в письме с требованием выкупа? И как он разузнал дорогу к дому, где жила семья Рэмзи? Отсутствие ответов на эти вопросы делает Джона Карра неподсудным. Однако если убедительные свидетельства все же будут получены, то тогда хороший адвокат, скорее всего, будет настаивать на умопомешательстве обвиняемого - и это будет единственным аргументом защиты.
Аллан Давыдов : Власти штата Колорадо предупреждают, что потребуется еще немало сделать для того, что бы установить, существует ли прямая связь между Джоном Карром и убийством Джонбенэ Рэмзи. Между тем немедленное публичное признание Карром своего присутствия при смерти девочки заставляет многих серьезно сомневаться в достоверности его утверждений.
Некоторые наблюдатели полагают, что Джон Марк Карр просто придумал историю о своей причастности к убийству. Но чем это можно объяснить? Вопрос редактору онлайнового журнала Slate эксперту в области права Энди Бауэрсу.
Энди Бауэрс : Мотивом может служить желание прославиться, либо навязчивая идея, порожденная делом об убийстве ребенка. Психологи, изучающие ложные признания подозреваемыми своей вины, делят их на добровольные и принудительные. Если Джон Марк Карр лжет полиции - это может объясняться тем, насколько его увлекло это запутанное дело. Ведь не раз сообщалось, что Карр несколько лет работал над книгой об убийстве Джонбенэ Рэмзи и вообще об убийствах детей. Эксперты говорят, что ложные признания намного чаще бывают вынужденными, чем добровольными. Допросы в полиции могут заставить невинных людей взять на себя вину для того, чтобы избежать сурового наказания.
Аллан Давыдов : Профессор школы журналистики Университета штата Колорадо Майкл Трэйси - тот самый, через переписку с которым следствие вышло на Джона Карра, - считает шумиху вокруг Джона несвоевременной и неадекватной. Трэйси говорит, что это - издержки погони СМИ за сенсациями.
Майкл Трэйси : Я не перестаю удивляться, почему наше общество любит сосредотачивать свое внимание на подобных случаях, давая повод газетам поднимать тиражи, а телестанциям взвинчивать рейтинги. Волей-неволей это приводит к попранию прав человека, к уничтожению его как личности. Выглядит как игра, но игра с оттенком крови. Это неправильно. Система должна выглядеть по-другому.
Аллан Давыдов : Профессор журналистики Майкл Трэйси советует общественности не спешить с выводами относительно причастности Джона Карра к смерти несчастного ребенка, а довериться правосудию.