Ссылки для упрощенного доступа

В Хабаровском крае - эпидемия вирусного менингита


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Беклемищева.



Андрей Шароградский: В Хабаровском крае продолжается вспышка серозного менингита. Госпитализировано более 1000 человек, большинство из которых – дети. Медицинский обозреватель Радио Свобода Ольга Беклемищева собрала мнения экспертов о ситуации с менингитами и перспективой выздоровления пострадавших.



Ольга Беклемищева: Серозный менингит, вызванный кишечным вирусом, не является чем-то экстраординарным для Дальнего Востока, считают московские инфекционисты. Однако количество госпитализированных настораживает. Из Хабаровская передает корреспондент Радио Свобода Алексей Минин.



Алексей Минин: Ситуация с инфекцией стала настолько серьёзной, что краевые власти были вынуждены обратиться за помощью в Москву. И столица отреагировала - сегодня Хабаровск посетил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По его словам, сейчас в целом по краю идёт снижение заболеваемости. Однако не исключено, что занятия в школах начнутся не 11 сентября, как планировалось ранее, а позже. Но в целом Геннадий Онищенко дал вполне оптимистичный прогноз.



Геннадий Онищенко: Мы прогнозируем, что еще сентябрь, потом будет снижение, где-то к концу сентября мы получим уже эпизодическую заболеваемость. Каких-то новых особенностей протекания инфекции я не увидел.



Алексей Минин: Ещё 30 августа исполняющий обязанности министра здравоохранения Хабаровского края Андрей Деркач заявил, что первопричиной распространения вируса стала амурская вода. Правда, тогда он сказал об этом несколько осторожно, отметив, что нужны масштабные исследования.



Андрей Деркач: Сегодня те исследования, которые выполняет наш центр, не показывают, мы не выделяем вируса в речной воде, он присутствует в канализации, в стоках и, по всей видимости, имеет водную основу. С чем это связано? Общее экологическое состояние реки Амур, возможно. Подчеркиваю, возможно. Почему осторожен в этих формулировках? Только потому, что пока эту работу по исследованию источника заболевания, по выявлению тех очагов, откуда идет эта инфекция, не будут проведены серьезные научные исследования, утверждать, что это из реки, мы сказать не можем.



Алексей Минин: Главный санитарный врач России подтвердил слова краевого министра, однако заметил, что вирус все же есть и непосредственно в воде.



Геннадий Онищенко: Пусковым механизмом, конечно, была вода, потому что у нас есть выделения и из воды реки Амур, они подтверждены, вирусов. И где-то начинает, на втором этапе срабатывает контактно-бытовой, капельный механизм передачи. Уже с июля месяца запрещалось купание в реке Амур, но, к сожалению, не все наше население адекватно к этому относится.



Алексей Минин: Что же касается серьезных исследований, то они, безусловно, нужны. Но в свое время из-за нехватки денег они были прекращены или приостановлены. Между тем подобная эпидемия в Хабаровском крае далеко не первая, поэтому такая работа должна идти постоянно.


Пока же в Хабаровском крае насчитывается чуть более тысячи заболевших, подавляющее большинство из которых дети.



Ольга Беклемищева: Рассказывает Валентин Иванович Покровский, директор Центрального института эпидемиологии Роспотребнадзора, президент Академии медицинских наук в 1994-2006 годах.


Валентин Иванович, как вы оцениваете нынешнюю вспышку серозного менингита?



Валентин Покровский: Серозные менингиты, которые вызываются, как правило, вирусами, для Приморья и, вообще, Дальнего Востока не являются каким-то эксквизитом, это довольно часто бывает там, и, насколько я помню, на протяжении уже нескольких десятилетий мы все время возвращаемся к этому вопросу.



Ольга Беклемищева: Однако добиться сохранения лаборатории по кишечным инфекциям в Хабаровске в 90-х годах ученые не сумели.


Валентин Иванович, а какие бывают менингиты?



Валентин Покровский: Вообще, менингиты - это сборное понятие, которое характеризуется тем, что основным очагом поражения являются мягкие оболочки головного и спинного мозга. Там развивается воспаление, оно может протекать двояко. Либо вызывать гнойный процесс, тогда говорят о гнойных менингитах, это, как правило, бактериальный, это менингококковая инфекция, пневмококковая и так далее. То, что вызывает вирус, то это, как правило, серозное воспаление. Чаще всего из группы кишечных вирусов. Поэтому борьба с этой эпидемией в основном должна сводиться к проведению противоэпидемических мероприятий. Если выяснен возбудитель и определен механизм передачи, источник инфекции, тогда вопросы профилактики значительно упрощаются.



Ольга Беклемищева: Они по тяжести отличаются? Говорят, что вроде бы ничего серьезного, но, насколько мы знаем, от менингитов люди и умирают.



Валентин Покровский: Должен вам сказать, что смертельные случаи при вирусных менингитах бывают очень редко. По сравнению с бактериальными менингитами это редкие случаи. Но мы проводили даже такое сравнение, после выздоровления смотрели, какие остаточные явления оставляют гнойные менингиты, бактериальные, и менингиты серозные, вирус. Так вот, оказалось, те, которые протекают клинически легче, это вирусные менингиты, дают больше последствий, чем бактериальные менингиты, если они своевременно начинали лечиться. Какие это осложнения? Это всякого рода вегетодистонические расстройства, это головные боли, это повышение внутричерепного давления и это осложнения, которые сказываются на жизнедеятельности ребятишек. Но я думаю, что для Дальнего Востока вспышки вирусных серозных менингитов не являются каким-то чрезвычайным событием.



Ольга Беклемищева: О ситуации в Приморье высказался и Владимир Белобородов, профессор кафедры инфекционных болезней Российской академии последипломного образования врачей.



Владимир Белобородов: Я не считаю, что она какая-то из ряда вон выходящая. Я не слышал точной расшифровки эпидемиологической, но я думаю, что это энтеровирусные менингиты, которые не отличаются тяжестью течения, как правило, не дают высокой летальности, а то, что их изолировали в специализированных инфекционных больницах, это очень положительный момент, потому что таким образом прекращается распространение этой инфекции.



Ольга Беклемищева: А есть ли какие-то меры профилактики?



Владимир Белобородов: Основной путь заражения - фекально-оральный, поэтому обычно водные вспышки дают такой вот большой...



Ольга Беклемищева: Надо мыть руки перед едой.



Владимир Белобородов: Еще как, лучше с мылом.



Ольга Беклемищева: Но на самом деле большое количество заболевших заставляет подозревать аварию в системе водоснабжения города Хабаровска. Если вы помните, не так давно из-за аварии водопровода в Нижнем Новгороде заболели вирусным гепатитом более 2000 человек. Однако в Хабаровске лаборатории по кишечным инфекциям нет, и сказать точно, где находится вирус - в Амуре или в водопроводе, нельзя.


XS
SM
MD
LG