Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президент Грузии взывает о помощи к западным друзьям страны, услышать ли его в Вашингтоне? Китай вот-вот оттеснит США с почетного места супердержавы, предсказывают его азиатские соседи


Юрий Жигалкин: Президент Грузии взывает о помощи к западным друзьям страны, услышать ли его в Вашингтоне? Китай вот-вот оттеснит США с почетного места супердержавы, предсказывают его азиатские соседи. Таковы темы уик-энда рубрики «Сегодня в Америке».


Готовы ли Соединенные Штаты твердо поддержать Грузию в ее конфликте с Россией? Ответ на этот вопрос, казавшийся очевидным совсем недавно, в конце прошлой недели таковым явно не был. В пятницу Совет безопасности единогласно принял резолюцию о продлении срока работы наблюдательной миссии ООН в стране. В этой резолюции содержалась почти откровенная критика действий Грузии. А Михаил Саакашвили обратился с неожиданным призывом о поддержке к друзьям Грузии в газете The Wall Street Journal .


Слово - Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: В своей статье, опубликованной на минувшей неделе в газете The Wall Street Journal , президент Грузии Михаил Саакашвили утверждает, что, развернув антигрузинскую кампанию, российское руководство пытается спровоцировать Грузию на саморазрушительную ответную реакцию, которая в свою очередь может дать России возможность заблокировать успешные демократические преобразованиями на ее южных границах. Саакашвили заявляет, что его правительство не позволит себе безрассудных действий. Отвергая мысль о том, его крошечная страна может представлять собой угрозу для России, президент Саакашвили со страниц американской газеты высказывает пожелание, чтобы друзья Грузии встали рядом с ней, дабы помочь ей выстоять.


Следует ли рассматривать этот призыв как просьбу о помощи со стороны Запада, в первую очередь Соединенных Штатов? Этот вопрос я задал президенту Фонда экономического образования в Нью-Йорке Ричарду Эбелингу.



Ричард Эбелинг: Несомненно, это выглядит как просьба. И я надеюсь, что Соединенные Штаты найдут способ поддержать правительство Грузии в ее конфликте с Россией. Вопрос только в том, обладают ли сейчас Соединенные Штаты способностью или возможностью отвести возможную угрозу от Грузии если этот конфликт приобретет более серьезный характер.



Аллан Давыдов: Вы думаете, что США готовы поддержать Грузию, даже рискуя испортить отношения с Россией?



Ричард Эбелинг: Действительно, с одной стороны, Вашингтон рассматривает Грузию в качестве желанного друга и союзника в Кавказском регионе - в силу ее стратегического расположения между Черным и Каспийским морями, и как коридор для транспортировки на Запад среднеазиатской нефти, минуя Российскую Федерацию. В то же время Америке нужна российская поддержка в преодолении угрозы распространения оружия массового уничтожения со стороны Ирана и Северной Кореи. Другими словами, перед Вашингтоном стоит дилемма: что приоритетнее - оставаться в хороших отношениях с Владимиром Путиным, чтобы вместе противостоять ядерной угрозе, либо сохранить по крайней мере точку опоры на Кавказе для транспортировки нефти на Запад. Мне пока не совсем понятно, какой курс в ближайшее время предпочтет американское правительство. Это во многом зависит от того, как далеко зайдет российское правительство в своем стремлении "преподнести урок" правительству Грузии. Сейчас российские власти обрубили транспортные и почтовые коммуникации с Грузией и фильтруют в Москве лиц с грузинскими фамилиями, якобы проверяя легальность их статуса. Думаю, что то, сколь долго и с какой жесткостью эта кампания будет продолжаться, существенно повлияет на дальнейшие шаги Соединенных Штатов.



Аллан Давыдов: Сказал президент Фонда экономического образования Ричард Эбелинг.



Юрий Жигалкин: В пятницу Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривающую продление мандата наблюдательной миссии ООН Грузии еще на полгода. В этом объемном документе, наряду с призывами к грузинской и абхазской стороне выполнять соглашение о прекращении огня, выражена особая тревога по поводу действий грузинских сил в Кодорском ущелье. Для некоторых американских наблюдателей явилась сюрпризом готовность США подписаться под едва завуалированной критикой Грузии. Ведь совсем недавно Вашингтон зарубил, что называется, на корню проект российской резолюции с осуждением Тбилиси за арест агентов российских спецслужб.


Вот что говорит известный американский политолог бывший корреспондент The Wall Street Journal в Москве Дэвид Саттер.



Дэвид Саттер: Я поражен готовностью США одобрить резолюцию, отражающую фактически российскую позицию относительно грузино-абхазского конфликта. У Грузии есть все основания для беспокойства по поводу поведения российских миротворцев на ее территории и право действовать, исходя из своих интересов. Мало того, в резолюции содержится подспудное признание суверенитета Абхазии, ведь в ней содержится призыв к Тбилиси уважать безопасность Абхазии. Я считаю, что, одобряя такой документ, США пытались угодить России.



Юрий Жигалкин: Но ведь в России, как известно, многие считают, что США вдохновляют Грузию на антироссийские выпады?



Дэвид Саттер: Эта резолюция доказывает противоположное. Вашингтону совершенно не нужны головные боли, вызванные выяснением отношений между Грузией и Россией, когда над нами нависли иракская, иранская, северокорейская проблемы. На мой взгляд, реальная причина грузино-российских трений совершенно очевидна: Москва не может смириться с мыслью, что Грузия вышла из-под ее контроля, особенно когда по территории Грузии прошел нефтепровод, подрывающий российскую энергетическую монополию. Российскому истэблишменту больно от мысли, что любая надежда на возврат Грузии в свою сферу влияния умрет с ее вступлением в НАТО. Естественно, США принципиально поддерживали и будут поддерживать желание Грузии добиться реальной независимости. И конфликт не утихнет до тех пор, пока Россия не избавиться от иллюзий, что она сможет попросту контролировать Грузию, нравится это Грузии или нет, и никто не посмеет ей помещать в этом.



Юрий Жигалкин: Говорил американский политолог Дэвид Саттер.


Китай в не столь отдаленном будущем сменит Соединенные Штаты в роли единственной супердержавы. В этом, согласно только что проведенному опросу, убеждены азиатские соседи Китая - Индия, Южная Корея и Япония. Сами же китайцы считают, что их страна уже через десять лет станет во всех отношениях ровней Соединенным Штатам. Россия среди кандидатов в сверхдержавы не упоминается.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Как показал опрос, сами китайцы считают свою страну второй по значимости в мире после США и ожидают, что в течение ближайших 10 лет Китай станет равным Америке. Насколько реальны такие предсказания? Вот что думает об этом научный сотрудник Гуверовского института при Стэндфордском университете в Калифорнии Рамон Майер.



Рамон Майер: Прежде всего Китай - самая многонаселенная страна мира, которая поэтому испытывает такие трудности, как никакое другое государство. Это нехватка воды, земли, энергоресурсов, продолжающийся рост населения, увеличивающийся разрыв между богатыми и малоимущими слоями, между горожанами и жителями сельских районов, список очень длинный. Невозможность удовлетворить растущие потребности в ресурсах создает внутреннюю напряженность и новые проблемы. И трудно предсказать, сможет ли правительство Китая выдержать все это. Я думаю, что статьи, опросы и исследования, авторы которых пытаются предсказать будущее Китая, не слишком убедительны, их нельзя воспринимать серьезно.



Ян Рунов: Однако, судя по опросу, сами китайцы очень высоко оценивают шансы своей страны стать сверхдержавой. Это что, завышенная самооценка или даже общенациональная мания величия?



Рамон Майерс: Китайцы очень высокого мнения о своей цивилизации и верят в то, что они уже становятся сверхдержавой. Корни такой веры следует искать в учении Конфуция, доктрина которого доминирует в Китае уже несколько тысячелетий. Это так называемая "нецерковная религия" - учение о поведении человека по отношению к другому человеку. Конфуций учит, что надо завоевать репутацию в обществе. Надо, чтобы тебя уважали и чтобы ты уважал. Это целый код поведения, требующий постоянного самосовершенствования, самоулучшения и улучшения своей страны. В конфуцианстве корни того, почему для китайцев столь важен престиж - личный и национальный. К этому они относятся очень серьезно.



Ян Рунов: Настолько серьезно, что могут наказать своих соседей за проявление неуважения?



Рамон Майерс: Это правда, у них проблемы с соседями. С 1949 года Китай пережил несколько войн. Китайско-японские отношения - это история конфликтов. Очень напряженные отношения были и с Индией, и с Советским Союзом. Все это связано с территориальными спорами. Китай очень чувствителен в отношении национальной территории, отсюда и тайваньская проблема, воспринимаемая столь серьезно.



Юрий Жигалкин: Так Рамон Майерс, научный сотрудник Гуверовского института, комментирует результаты опроса, свидетельствующие о вере китайцев и их соседей в то, что Китай вскоре станет единственной супердержавой.


Как известно, притязания на статус супердержавы свойственны не только китайскому народу. Тезис - "Россия как великое государство" - стал очевидным инструментом и внешней и внутренней стратегии российских властей. Смогут ли ужиться два народа с исключительно высокой самооценкой? Я задал этот вопрос социологу профессору Мичиганского университета Владимиру Шляпентоху.



Владимир Шляпентох: Самоощущение в России фиктивное, это понимают самые русские. Поэтому когда они начинают обсуждать вопрос об их будущем в связи с ростом китайской экономики и полагаемом росте китайской военной мощи, русские оказываются пораженцами. Они уже признали, что они потерпели поражение в любом конфликте с Китаем. Они уже мысленно отдали Китаю Дальний Восток и Западную Сибирь. Они уже согласны, что при всем этом блефе великодержавности им предстоит выбрать между ролями либо младшего партнера Китая или младшего партнера Америки. Вот здесь российская элита разделена. Поэтому то, что происходит в Китае, динамика китайского самосознания оказывает огромное влияние на мир и особенно на Россию.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох.


Порой даже замечательно хорошие альбомы нуждаются в усиленной рекламе. Это признала Кристина Агилера, сообщившая о намерении отправится в двухмесячное турне по Соединенным Штатам. Ее цель - лично представить поклонникам свой новый диск « Back to basics ». Песня из этого альбома - « Hurt »...


XS
SM
MD
LG