Ссылки для упрощенного доступа

Герхард Шредер выпустил книгу воспоминаний "Решение", которая стала в Германии бестселлером


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Андрей Шарый : «Восток-Нафта» основал в 1996 году шведский инвестор Адольф Лундин. Компании принадлежит около 1 процента акций «Газпрома». Карл Бильдт не единственный западный политик, попадающий под общественное подозрение из-за связей с «Газпромом». Первым в этом ряду стоит бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, который после отставки со своего поста, стал одним из представителей интересов российского концерна в Западной Европе. Шредер только что выпустил книгу воспоминаний, которая стала в Германии бестселлером. О послеполитической карьере бывшего канцлера Германии, об отношении западноевропейцев к газовой российской экспансии рассказывает корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Большая книга мемуаров Шредера «Решение» - это оправдание своей политики и расчет с противниками, к которым Шредер причисляет некоторых лидеров профсоюзов и левых в своей собственной партии. Многие считают, что книга Шредера будет самым покупаемым подарком на Рождество. Гонорар бывшего канцлера за книгу, по некоторым данным, 1 миллион евро. Шредер – человек, знающий, как работают пиар-механизмы, поэтому он не только разрешил публикацию фрагментов книги в ранее ненавистной ему газете «Бильд» и дал ей интервью, но и снялся в рекламном ролике с этим самым покупаемым в Германии таблоидом в руках. Он говорит, листая «Бильд»:



Герхард Шредер : С тех пор, как у меня появилось время рассматривать газеты, мне стало ясно, что там ничего стоящего.



Юрий Векслер : После паузы Шредер произносит:



Герхард Шредер : Я должен это изменить.



Юрий Векслер : 544-страничная книга вышла первым тиражом в 160 тысяч экземпляров. Шредер отправляется теперь в поездку с презентациями книги по 19 городам Германии.


Такого внимания к личности бывшего канцлера не было со времен его согласия на работу для «Газпрома». О книге и перспективах «Газпрома» в Германии и Европе я беседую с немецким политологом Александром Раром.


Герхард Шредер только что представил свою книгу, и очень умело и красиво, по-своему, проводит ее раскручивание, свою пиар-кампанию. Есть это в какой-то мере и пиар для «Газпрома».



Александр Рар : Герхард Шредер писал очень быстро и очень интересные мемуары. Много людей сомневалось в том, что он сможет за такой короткий срок что-либо написать умного или откровенного. Критики оказались не правы. Действительно, книга обсуждается всюду. Есть там пара абзацев о «Газпроме», но эта книга уж точно не о России, и точно не о «Газпроме».



Юрий Векслер : В апреле была ваша статья, которая называлась «Нет никакого повода сомневаться в лояльности Москвы». Имеется в виду лояльности как поставщика энергоносителей, газа. Остаетесь ли вы в этом мнении и сегодня?



Александр Рар : Я остаюсь при этом мнении. Думаю, что «Газпром» и Россия всегда 100 процентно держали свое слово, и поставляли нужные энергоносители, в первую очередь, газ на европейские рынки. Я не думаю, что за последние 30 лет можно говорить, что были какие-то серьезные перебои, что касалось поставок именно газа на западноевропейский рынок.



Юрий Векслер : Желание «Газпрома» вкладывать, инвестировать в Европе, в частности, приобрести сеть доставки газа до непосредственного потребителя, это часть некоей стратегии экспансии в Европу? В чем эта стратегия, как вы думаете?



Александр Рар : Это чисто коммерческая стратегия, которая имеет под собой, естественно, политическую подоплеку. В энергетической политике политическая подоплека всегда присутствует не только в России, но и в Америке, в Европейском Союзе, который сейчас разрабатывает свою новую энергетическую доктрину. Россия хочет зарабатывать деньги. Россия хочет укрепиться на мировых энергетических рынках через «Газпром», через «ЛУКойл», через «Роснефть». Для этого им, естественно, недостаточно просто продавать газ и нефть на своих границах. Они хотели бы, поскольку у них возможности для этого сейчас есть или они думают, что у них есть, дальше покупать структуры, промышленные инфраструктуры за пределами России. Это достаточно разумная стратегия. Просто на Западе не привыкли к этому российскому поведению. Считают, что за этим стоит некий какой-то политический шантаж. Я, честно говоря, за этим политического шантажа не вижу.



Юрий Векслер : Фраза Владимира Путина «наши бизнесмены приходят ни с «Калашниковами», ни с танками. Они такие же бизнесмены как и вы, дамы и господа», насколько этому можно верить, что они такие же бизнесмены?



Александр Рар : Российский бизнесмен где-то не настолько уточненный. Он может быть где-то агрессивный, он надменный. Это все взаимосвязано с постсоветской ментальностью, самого развития общества в России. Это пугает, это раздражает на Западе. Но в то же самое время, я помню, в 70-е годы арабы начали приходить на западные рынки. Их тоже не хотели воспринимать, хотели оттуда выталкивать. В капиталистических системах побеждает, естественно, тот, у кого есть деньги.



XS
SM
MD
LG