Ссылки для упрощенного доступа

"Франции объявили войну, но она выстоит!"

В результате серии скоординированных террористических атак в Париже погибли около 130 человек

19:43 14.11.2015

Тамара Шевлякова, переводчик, живущая в Париже, рассказала Радио Свобода:

– Режим чрезвычайного положения вводится всегда на 12 дней. Во время чрезвычайного положения власти могут установить комендантский час, запретить пребывание отдельных граждан на территории Франции, закрыть публичные места, например, залы для спектаклей, театры, кафе, актовые залы. Четвертое: тех, у кого есть оружие, могут попросить сдать его властям. Пятое: полиции разрешают проводить обыски днем и ночью. И последнее: правительство получает полномочия контролировать прессу, передачи на радио или, например, прокат фильмов. Закон о чрезвычайном положении принят был в 1955 году по следам алжирских событий. В 2005 году ввели чрезвычайное положение в ноябре на три месяца (длилось оно чуть меньше) в связи с беспорядками в предместьях, когда жгли автомобили ребята, выходцы из Алжира и других бывших колоний. Чрезвычайное положение в то время было введено в 25 департаментах. В этот раз, впервые после 1955 года, чрезвычайное положение введено на территории всей Франции, закрыты границы. Комендантского часа пока нет, но есть рекомендация мэра, что лучше сидеть дома, но пока только рекомендация. Никакой паники нет, я выходила за сигаретами, все как обычно.

Фотограф Жерар Лавалетт (приятель Жана Кабю, погибшего карикатуриста, приятель всех “Шарли”) живет в двух шагах от того места, где началось все это, еще одна подруга живет в двухстах метрах от ресторана, где был первый взрыв, где начали стрелять. Жерар говорит, что днем как люди сидели, кофе пили, так и сидят. Правда, говорит, что есть некоторые придурки, которые фотографируются у “Батаклана”, где есть в стене от пуль следы, селфи делают и с полицейскими фотографируются. А так все как обычно, народ ходит, улыбаются. У французов же философия – жить в свое удовольствие. Посмотрим, что дальше будет. Олланд вместе с министром внутренних дел, с другими министрами, дал два интервью. Сначала обратился к нации, потом поехал в “Батаклан” в час ночи выразить свое сочувствие погибшим и тем, кто пришли туда с цветами. В этом некоторая разница с господином Путиным, который молчит обычно после терактов. Этот не только не молчал, всю ночь было собрание Кабинета министров.

– Реакция консервативной части русской соцсети: пускай “Шарли” карикатуру теперь на эти события нарисуют.

– Будет карикатура. “Шарли” – это не эстетическое издание, это не цель журнала, цель журнала – быть циниками, бить ниже пояса, с тем чтобы люди включили разум и поняли, что происходит в мире. Думаю, что они что-нибудь сделают, даже рассчитываю, а как же. Когда де Голль умер, тут же сделали номер вполне злой, но не против его смерти, разумеется. Французский черный юмор сделан не для чужих, он рассчитан не на российского потребителя, а на внутреннего, у французов нет претензий на мировое господство.

– Есть какие-то антимусульманские высказывания, выступления в Париже? Правые ведь должны отреагировать.

– В прессе такого нет, люди себя ведут достойно более-менее. Потом, полторы тысячи военных на подмогу полиции призвали в Париж для сохранения порядка. Я думаю, что все будет контролироваться.

19:19 14.11.2015

И еще о террористах. Би-би-си передает, ссылаясь на британские правительственные источники, что речь идет об "изолированной группе, вернувшейся во Францию из Сирии". В то же время президент Франции Фрасуа Олланд ранее заявлял, что теракты в Париже были "спланированы за рубежом при поддержке изнутри страны".

19:04 14.11.2015

Чуть-чуть подробностей об одном из террористов, убитых силами безопасности, сообщает France Presse: был среди четырех напавших на концерный зал, молодой человек, гражданин Франции, был известен спецслужбам как человек, придерживавшийся в последние годы радикальных взглядов. Другие детали пока не сообщаются.

18:39 14.11.2015

В амстердамском аэропорту был задержан направлявшийся в Париж самолет, после того, как был получен твит с угрозами. Reuters сообщает, что рейс Air France/KLM 1741, который должен был вылететь в 13.45, был задержан для проверки примерно на час. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте объявил в субботу об усилении контроля над авиарейсами, направляющимися во Францию.

17:57 14.11.2015

Эмоциональный момент: неизвестный играет Imagine Джона Леннона у концертного зала Bataclan, где накануне погибли более 100 человек.

17:55 14.11.2015

Французский Совет телерадиовещания (CSA) потребовал от телеканалов и радиостанций не распространять информацию, которая может поставить под угрозу ход расследования.

Ведем онлайн-репортаж о событиях во Франции также в Живом Журнале Радио Свобода.

17:40 14.11.2015

Le Monde: Редакция Charlie Hebdo потрясена случившимся, но с удвоенной силой продолжает работать над следующим номером, который теперь придется полностью переделывать. В пятницу вечером полиция взяла под усиленную охрану нескольких журналистов издания.

17:39 14.11.2015

Марин Ле Пен, лидер ультраправого Национального фронта, выступила по телевидению. The Guardian цитирует ее слова: "Франции нужно определиться, кто ее друзья, а кто враги. Враг Франции - исламский фундаментализм. Радикальные мечети должны быть закрыты, экстремисты должны быть лишены гражданства".

Национальный фронт, по опросам, поддерживает не менее 20 % французских избирателей.

Сообщается, что завтра Ле Пен примет в Елисейском дворце президент Олланд.

17:30 14.11.2015

Польша может отказаться исполнять решение ЕС о перераспределении беженцев по странам Евросоюза. Об этом в статье на сайте wPolityce.pl написал министр по европейским делам польского кабинета Конрад Шимански. “После трагических событий в Париже мы не видим политической возможности соблюдать эти договоренности" - заявил Шимански. Польша должна принять около 7500 беженцев из 160 тысяч, о перераспределении которых договорились страны ЕС.

17:14 14.11.2015

Не хороните западную демократию!

Размышления парижского корреспондента Радио Свобода Семена Мирского:

"Это акт войны, совершенный террористической армией исламского государства", так охарактеризовал беспрецедентные террористические акты, совершенные в пятницу, 13 ноября в Париже, президент Франции Франсуа Олланд.

А известная пословица "на войне как на войне" ("à la guerre comme à la guerre") – пословица, родившаяся именно здесь, во Франции. На всей территории страны введено чрезвычайное положение и объявлены три дня национального траура. Впервые за всю историю послевоенной Франции на территории этой страны действовали смертники-камикадзе, они же шахиды, взорвавшие себя вместе со своими жертвами.

На протяжении всей своей послевоенной истории Франция познала вкус террористических нападений, пик которых приходится на начало 60-х годов, когда проблема предоставления независимости Алжиру вызвала глубокий раскол в стране. Тогда друг другу противостояли сторонники деколонизации с одной стороны и сторонники сохранения Алжира в составе Франции с другой. Но ничего подобного по своим масштабам и по количеству жертв Франция действительно не знала с августа 1944 года, когда штурмом парижского муниципалитета закончились бои за освобождение Парижа от фашистской оккупации.

Означает ли побоище, учиненное джихадистами в Париже, сигналом или симптомом заката Франции, знаком победы радикального ислама над ценностями западной демократии?

Несмотря на шок и ужас, вызванный видом более сотни трупов (главным образом молодых людей), несмотря на огромное число раненых, нет ни малейших причин для такого пессимистического вывода. Западную демократию, и вообще европейскую цивилизацию, хоронят уже давно. Вспомним хотя бы книгу того же Освальда Шпенглера "Закат Европы", начатую еще до Первой мировой войны и вышедшую вскоре после ее окончания. Вспомним Ленина, сказавшего "капиталисты продадут нам веревку, на которой мы их повесим". А ведь после Ленина были еще Сталин и Гитлер, тоже тешившие себя иллюзиями относительно слабости западных демократий. Но у демократий этих имеется не просто большой, но огромный запас прочности, и им удалось, несмотря на все войны, подрывные и террористические акты, пережить тех, кто намеревался их похоронить. Так и сегодня, перефразируя известное высказывание Марка Твена, можно сказать, что слухи о гибели Франции и шире – европейской цивилизации "слегка преувеличены", но очередная попытка убить Европу, какой мы ее знаем, – налицо.

Загрузить еще

XS
SM
MD
LG