Ссылки для упрощенного доступа

"Могло свершиться только с санкции Путина"


Александр Литвиненко, Владимир Путин, Андрей Луговой
Александр Литвиненко, Владимир Путин, Андрей Луговой

Великобритания принимает новые меры против лиц, причастных к убийству Александра Литвиненко

Опубликованный 21 января доклад судьи Роберта Оуэна, председательствовавшего на публичных слушаниях по делу об убийстве в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, вызвал в Великобритании бурную реакцию прессы и правительства. Британская общественность негодует и требует введения новых серьезных санкций в отношении России.

Сразу же после публикации доклада сэра Роберта Оуэна в британский МИД был вызван посол Российской Федерации Александр Яковенко, где ему была выражена глубокая озабоченность британского правительства вскрывшимися в результате публичного расследования убийства Литвиненко фактами участия российских спецслужб в организации убийства гражданина Великобритании в центре Лондона. Говоривший с послом заместитель министра иностранных дел Дэвид Лидингтон, ответственный за европейское направление британской политики, предупредил, что это убийство подрывает доверие между двумя странами и серьезно ухудшает российско-британские отношения. Дэвид Лидингтон потребовал от российских властей экстрадировать в Великобританию Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, названных в докладе Роберта Оуэна исполнителями убийства Литвиненко. Доклад судьи был направлен министру внутренних дел и передан в Палату общин британского парламента. Зачитывая доклад в здании Лондонского Высокого суда, сэр Роберт Оуэн, в частности, сказал:

"Я уверен, что господин Луговой и господин Ковтун поместили полоний-210 в чашку в "Пайн-баре" с целью отравить господина Литвиненко. Я уверен также, что господа Луговой и Ковтун знали, что используют смертельный яд с целью убить господина Литвиненко. Однако я не верю, что они знали в точности, какой химический элемент они используют, как и природу этого яда. Господин Литвиненко не отравил себя сам полонием-210 случайно или намеренно, как это утверждает господин Луговой, как говорилось на ранних стадиях инквеста и как предполагал ряд комментаторов".

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон незамедлительно отреагировал на результаты расследования гибели Литвиненко:

Дэвид Кэмерон
Дэвид Кэмерон

"Этот доклад подтвердил то, что мы ранее предполагали и что предполагало предыдущее лейбористское правительство в момент убийства – что оно совершено с участием государства. Кроме того, что мы делаем сейчас, – замораживание активов, санкции против замешанных в убийстве лиц, – мы обсуждаем меры, которые могут быть приняты дополнительно. Не должно оставаться сомнения в том, что в дополнение к тем мерами, которые были приняты несколько лет назад в ответ на это шокирующее убийство, сегодня мы еще более ужесточим их".

То, о чем говорил Дэвид Кэмерон, уточнила в своем эмоциональном выступлении в парламенте министр внутренних дел Тереза Мэй, объявив о конкретных мерах, которые принимаются британским правительством против лиц, прямо или косвенно причастных к убийству Александра Литвиненко.

Тереза Мэй
Тереза Мэй

"Выводы о том, что российское государство, вероятно, было вовлечено в убийство господина Литвиненко, вызывают глубокое чувство обеспокоенности. Излишне говорить, что это убийство было ничем не оправданным грубейшим нарушением международного права и цивилизованного поведения. Расследование подтвердило, что речь идет об операции, осуществленной государством. Начиная с 2007 года, мы предпринимали серьезные меры в ответ на эту провокацию России. Эти меры включают высылку ряда сотрудников российского посольства, последуют и визовые ограничения для ряда российских официальных лиц. Полицейское расследование убийства господина Литвиненко и его дело остаются открытыми. Заверяю парламент, что запросы в Интерпол и европейские ордера на арест остаются в силе, с тем чтобы Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун были арестованы в случае их появления за границей. Сейчас правительство идет еще дальше: сегодня министерство финансов выпустило распоряжение заморозить активы этих двух лиц".

Судья Роберт Оуэн отметил, что, весьма вероятно, за убийством Александра Литвиненко стоял Владимир Путин. Судья не назвал его однозначно заказчиком убийства. Однако могла ли такая серьезная операция – убийство иностранного подданного за рубежом – проводиться без его санкции? На этот вопрос отвечает Юрий Швец – один из свидетелей на лондонских публичных слушаниях и деловой партнер Александра Литвиненко, много лет проработавший в Первом главном управлении КГБ.

Юрий Швец
Юрий Швец

– Это абсолютно исключено, о чем я и сказал, выступая два с половиной часа на публичных слушаниях по делу Литвиненко в Лондоне. Об этом свидетельствует вся история советской и российской разведок, на этом же построена вся бюрократическая система российского государства. В Советском Союзе такие решения принимал Сталин, а после него решения об убийстве лиц за пределами Советского Союза принимало политбюро. В России это могло свершиться только с санкции Владимира Путина. Убийство Литвиненко – это террористический акт в одной из крупнейших столиц мира с применением ядерного оружия. Это серьезная операция – я сейчас не говорю о его моральных аспектах. Но чисто технически, с точки зрения спецслужбы, – это серьезная и рискованная операция, которая могла провалиться по огромному количеству причин. Кстати, отчасти она и провалилась, потому что ее в конце концов раскрыли, хотя и постфактум. Главное в таких операциях – это прикрыть себя, снять с себя ответственность; чтобы, если что-то случится, тебе бы голову не сняли, пусть кто-то другой за это отвечает. В этой системе абсолютным прикрытием может быть только и исключительно президент Путин.

А Патрушев мог в качестве, так сказать, подарка Путину, единолично организовать операцию по ликвидации Александра Литвиненко?

После убийства Литвиненко Луговой и Ковтун должны были самоликвидироваться

– Я следил за карьерой господина Патрушева с тех пор, когда он еще младшим опером служил в ленинградском управлении Комитета госбезопасности. Это чрезвычайно осторожный чиновник, который никогда бы не осмелился на такую операцию без прикрытия. В этом случае "подарок Путину" был бы сомнительным, а вот огрести, если что-то пойдет не так, можно по полной программе. Поэтому никто бы не посмел это сделать без санкции Путина. Кроме того, одно ФСБ не смогло бы это сделать. Тут требовалась координация с другим ведомством, потому что ФСБ не производит полоний. Его нужно было откуда-то получить. Процесс получения полония из другого ведомства требует взаимодействия между двумя агентствами. Эта операция требовала также взаимодействия между различным подразделениями ФСБ.

Судья Роберт Оуэн не сомневается в том, что исполнителями убийства Александра Литвиненко были Луговой и Ковтун. Тем не менее он предполагает, что их могли использовать втемную. Он отмечает, что они могли не знать, что имеют дело с радиоактивным полонием. Как вы считаете, такое могло быть?

– Я считаю, что так это и было. То есть они знали, что работают с ядом, что он должен убить Литвиненко, но не знали, что это радиоактивное вещество, которое опасно для их собственной жизни. И на этом строился весь расчет. После убийства Литвиненко Луговой и Ковтун должны были самоликвидироваться. Видимо, их проинструктировали таким образом, чтобы после убийства, избавляясь от полония, они должны были заразиться. Вскоре после возвращения в Москву они должны были от того же полония скончаться, – считает бывший офицер КГБ Юрий Швец.

После выступления в парламенте министра внутренних дел Терезы Мэй парламентарии резко критиковали ее за недостаточно жесткие меры в отношении лиц из ближайшего окружения Владимира Путина, а намерение заморозить активы Лугового и Ковтуна называли смехотворным, поскольку у них нет никаких активов в Великобритании. Объявлено, что правительство готовит список лиц, которым будет запрещен въезд в Великобританию в связи с вовлеченностью в убийство Александра Литвиненко. В список будут внесены также иностранцы, которые, по мнению спецслужб, могут угрожать национальной безопасности страны. Такой список, по мнению экспертов, послужит своего рода дополнительной страховкой для проживающих в Англии российских политэмигрантов, опасающихся покушения по сценарию убийства Литвиненко. Таинственная смерть Александра Перепиличного и Бориса Березовского еще более подогревает эти страхи. Одновременно будет внесена поправка в закон, предоставляющий широкой публике право знать, на кого распространяется визовый запрет.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG