Ссылки для упрощенного доступа

Сверх пожизненного


Москва. 1 мая. Участники акции националистов "Русская весна" в Люблино
Москва. 1 мая. Участники акции националистов "Русская весна" в Люблино

Суд приговорил Никиту Тихонова, лидера "Боевой организации русских националистов" (БОРН) к 18 годам тюрьмы

Мосгорсуд 24 сентября огласил приговор одному из лидеров экстремистской "Боевой организации русских националистов" (БОРН) Никите Тихонову. Суд признал Тихонова виновным в организации экстремистского сообщества, серии убийств по мотивам расовой ненависти, бандитизме и приговорил к 18-ти годам лишения свободы.

Тихонов уже отбывает пожизненное наказание за убийство в январе 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналиста "Новой газеты" Анастасии Бабуровой. На этот раз прокуратура обвинила Тихонова в бандитизме, убийствах по мотивам национальной вражды, незаконном приобретении и хранении оружия, а также разжигании межнациональной розни и потребовала к назначенному пожизненному приговору добавить 20 лет лишения свободы.

Никита Тихонов
Никита Тихонов

Новое дело Никиты Тихонова Московский городской суд рассматривал в особом порядке без исследования доказательств и допроса свидетелей. Еще на стадии следствия Тихонов согласился со всеми выдвинутыми против него как участника "Боевой организации русских националистов" обвинениями, подписал досудебное соглашение со следствием и пообещал дать показания против других участников БОРН.

Из обвинительного заключения по делу Тихонова следует, что в 2008 году он создал "Боевую организацию русских националистов", в которую входила его сожительница Евгения Хасис (также осужденная за участие в убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой), Илья Горячев, Михаил Волков, Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Юрий Тихомиров, Александр Паринов и Алексей Коршунов. Последний в октябре 2011 года по неосторожности подорвался на гранате, которую всегда носил с собой на случай задержания полицией.

Тихонов своими показаниями подтвердил, что члены БОРН совершили около десятка убийств в Москве. Их жертвами, помимо Маркелова и Бабуровой, стали чемпион мира по тайскому боксу Муслим Абдуллаев, участник группировки "Черные ястребы" Расул Халилов, таксист Сосо Хачикян, антифашисты Федор Филатов, Илья Джапаридзе и Иван Хуторской по прозвищу "Костолом". Членов БОРН обвиняют в покушении на участкового полицейского ОВД "Гольяново" Гагика Беняминяна и Рамазана Нуричуева. Следствие считает, что именно участники БОРН в апреле 2010 года убили судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова. Тихонов в то время уже сидел в изоляторе, и потому участие в данном преступлении ему не вменяется.

6 декабря 2008 года Коршунов и Паринов напали на мигранта Салохитдина Азизова. Ему отрубили голову. Тихонов два дня хранил ее у себя на балконе

Первой жертвой БОРН стал антифашист Федор Филатов, однако всерьез о "Боевой организации русских националистов" заговорили после того, как 6 декабря 2008 года Коршунов и Паринов напали на мигранта Салохитдина Азизова. Ему отрубили голову. Тихонов два дня хранил ее у себя на балконе, затем вывез в парк, сфотографировал (эта фотография по электронной почте была разослана в правозащитные организации), а после подбросил на крыльцо можайской управы. К голове он приложил записку, в которой передавал привет от националистов и угрозы чиновникам.

Давая признательные показания, Тихонов рассказывал, что преступления совершал из идеологических соображений, которые теперь считает неверными. С учетом всех обстоятельств, в том числе и досудебного соглашения, прокурор просила приговорить Никиту Тихонова к 20 годам колонии, но это лишь добавка к уже назначенному ему пожизненному сроку лишения свободы.

Адвокат одного из обвиняемых по делу БОРН Ильи Горячева Николай Полозов считает, что Тихонов дал показания против его подзащитного из мести: в деле об убийстве Маркелова и Бабуровой Горячев свидетельствовал против него, а сделка со следствием могла способствовать смягчению режима для Тихонова и добавить шансов к вероятности условно-досрочного освобождения его сожительницы Евгении Хасис, приговоренной к 18 годам лишения свободы.

Александр Верховский
Александр Верховский

Тем не менее исследователь деятельности ультраправых организаций, директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский считает показания Тихонова достоверными:

– Я думаю, тут дело не в личной неприязни, хотя, конечно, то, что Горячев дал на него показания, настроение Тихонову не улучшило. Хотя сел он, в общем бы, и без этих показаний. Ну, да, наверное, условия содержания имеют значение, если ты пожизненно сидишь. Это может быть вполне себе инструментом, как и всегда. Всегда есть некий предмет торга, но в том, что я видел из этих показаний, ничего неправдоподобного нет. Там говорится, что Горячев изображал из себя политическую поддержку. И это похоже на правду. Это было всегда нашим основным представлением о том, как функционирует БОРН, что БОРН – это такое боевое крыло "Русского образа", одним из лидеров которого был Горячев.

По словам Александра Верховского, изначальная конструкция "Русского образа" предполагала наличие некой публично действующей организации, состоящей преимущественно из людей с серьезным нацистским прошлым. В публичном пространстве "Русский образ" позиционировал себя достаточно лояльно и налаживал контакты с прокремлевскими молодежными организациями, что ему вполне удавалось. С другой стороны, стилистически работа была ориентирована на привлечение радикальной ультраправой молодежи. А возглавляемый Тихоновым БОРН, был силовым крылом "Русского образа", которое отделили от основного ядра организации.

"БОРН не был структурой, рассчитанной на влияние. Он был рассчитан на то, чтобы совершать громкие преступления и тем самым мотивировать и без того достаточно насильственную праворадикальную среду на то, чтобы этот опыт тиражировать", – поясняет Александр Верховский и обращает внимание на то, что количество убийств, мотивированных расовыми или неонацистскими соображениями, в России не уменьшается:

На смену Тихонову и сотоварищам все время приходят новые бойцы

– Конечно, общая идея, что нельзя допускать формирования каких-то больших боевых организаций (больших – в смысле активности, а не по численности), безусловно, существует в полиции, потому что, и это понимают и на полицейском уровне, и на политическом, до этого никак нельзя допускать. А с этим сложнее. Так как среда в основном молодежная. Это значит, что каждые 2-3 года она активно обновляется. Появляются новые люди, в том числе годные лидеры для боевых группировок, которые, более или менее учитывая опыт старших товарищей, пытаются все начинать сначала. И отследить это не всегда просто. Так что на смену Тихонову и сотоварищам все время приходят новые бойцы. Вопрос в том, насколько эта деятельность популярна в ультраправой среде. Дело в том, что идея бесконечно убивать рабочих из Средней Азии или еще откуда-нибудь, самая на практике распространенная среди неонацистов (именно это в основном и происходит), на концептуальном уровне давно непопулярна. И уже БОРН, даже более ранние некоторые группы считали, что это устаревшая концепция, и надо концентрироваться на атаках на власть, на атаках на какие-то знаковые фигуры. Только вот это гораздо сложнее. Поэтому такой опыт как у БОРН тиражировать-то непросто, к счастью. Но от этого количество убийств, мотивированных неонацистскими соображениями, не уменьшается.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG