Для начала поясним различие терминов. “Среднедушевой” доход определяется делением общей суммы полученных за какой-то период населением страны или региона доходов на общую его численность. “Медианный” среднедушевой доход определяется иначе. Это уровень, по отношению к которому ровно половина населения имеет среднедушевые денежные доходы выше, а другая половина – ниже.
И в целом, по данным Росстата за последние шесть лет, медианный доход для России оказывается примерно на четверть меньшим “обычного” среднедушевого дохода. Если точнее, разница составляет около 24%. То есть к медианному доходу прожиточный минимум оказывается существенно ближе, чем к “обычному” среднедушевому.
Оценок за 2017 год пока нет, поэтому мы обратились к последним из имеющихся. Среднедушевой доход за третий квартал в целом по России, составивший 31 591 рубль в месяц, уменьшили на те самые 24%. Результат сопоставили с установленным для этого же периода правительством прожиточным минимумом – 10 328 рублей в месяц, также в целом по всем категориям населения. В итоге получили 44%, что фактически совпадает с указанным министром уровнем:
В большинстве стран прожиточный минимум устанавливается именно в процентах от медианного среднедушевого дохода, пояснял далее министр труда РФ: “Цифры берут разные – от 40% до 60% медианного дохода, в зависимости от экономических возможностей страны”.
Скорее, это определяется не возможностями национальных экономик, а внутренней экономической политикой, что наглядно иллюстрирует, в частности, статистика по большинству стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР):