Ссылки для упрощенного доступа

Как Россия прошла “стресс-тест” последних шести лет?


Дмитрий Медведев

Дмитрий Медведев

председатель правительства РФ

“В общем и целом, я считаю, мы достойно прошли этот тяжелый и ответственный период, который стал по-настоящему стресс-тестом … вообще для всего государства”

НЕ ФАКТ
Проблему, которую сам же премьер назвал острейшей и самой большой, он лишь упомянул

Премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил сегодня в Государственной думе с отчетом о работе правительства за последние шесть лет. Мы выбрали некоторые из его заявлений:

“Показателей, которые описывают, какими темпами движется страна, в каком состоянии находится ее экономика, их довольно много. Но есть один индикатор, который является важнейшим, – продолжительность жизни. За истекшие шесть лет она выросла на 2,5 года. Сегодня он рекордный – почти 73 года. Мы преодолели порог в 70 лет, который, как считают демографы, отделяют развивающиеся страны от более развитых стран”

Средняя продолжительность жизни в России в 2017 году, по предварительным оценкам Росстата, составила 72,7 года. В 2012 году – 70,2 года. Однако нужно понимать, что речь идет не о сегодняшней реальной, а об “ожидаемой продолжительности жизни при рождении”, как поясняет не только Росстат.

Сотрудники Института демографии Высшей школы экономики так уточняют это определение: “Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (которую нередко называют средней продолжительностью жизни) – это число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычисляется показатель”. Иначе говоря, к тому времени, когда сегодняшний показатель ожидаемой продолжительности жизни можно будет оценить реально, в стране сменится немало премьер-министров.

Уровень в 70 лет показатель средней продолжительности жизни в России уже преодолевался однажды – в 1986–1987 годах, когда он составил 70,1 года. Однако тогдашний рост оказался краткосрочным, и уже к 1995 году показатель снизился до 64,5 года.

“Да, мы вошли в список стран с продолжительностью жизни в 70 лет и выше, – отмечал директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. – Это 51 страна, и мы в этом рейтинге на 51-м месте”.

В целом по миру ожидаемая средняя продолжительность жизни составила в 2015 году 71,4 года, согласно последним из имеющихся на сегодня данным Всемирной организации здравоохранения. А самый высокий показатель был отмечен в Японии (83,7 года):

Factograph-Life Expectancy

“Мы хорошо понимаем, что бедность остается острейшей проблемой в стране. Наверное – самой большой. Но того, что удалось сделать за эти три года, к сожалению, недостаточно, чтобы ее победить”

В обсуждение этой проблемы премьер-министр предпочел не углубляться. Как и говорить о реальных доходах населения, которые снижались четыре года подряд, и лишь в феврале 2018-го их рост вроде как возобновился. В целом же за последние четверть века пик бедности в России пришелся на 1992 год – с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Росстата, оказались тогда 49,3 млн человек, или 33,5% общей численности населения. Спустя пять лет их доля сократилась в полтора раза – до 20,8%, однако из-за кризиса 1998 года к началу 2000-х она вновь выросла – до 29%.

К концу 2012 года доля беднейшего населения составила менее 11% – это минимум в новейшей истории страны, но очередной экономический кризис привел к новому ее расширению. По итогам первых девяти месяцев 2017 года, более поздних оценок Росстата пока нет, доходы ниже уровня бедности имели 20,3 млн человек, то есть 13,8% всего населения страны – показатель вернулся на уровни 10-летней давности:

Russia-Factograph-Poverty-Incomes-GDP Growth-Russia-2000-2017

“Важнейшая наша задача – строительство жилья. 2015 год вообще стал пиковым – более 85 млн кв. метров. В рекордном для РСФСР 1987 году было 72,8 млн кв. метров… Ни в один другой период в нашей стране ставки по ипотеке не были такими низкими – они сейчас меньше 10%... В прошлом году более 1 млн семей взяли около 2 трлн рублей на приобретение жилья. Сейчас примерно каждая третья семья может позволить себе взять ипотечные кредиты”

В 2017 году объемы ввода жилья в стране, судя по данным Минстроя, снизились до 78,6 млн кв. метров. Тем не менее, в расчете на тысячу жителей нового жилья сегодня в России строится больше, чем в любой из стран Европы:

Russia-Factograph-Housing-Mortgage-Housing Development Intensity-Completed-Initiated-EU-Russia-2017

Что касается доступности нового жилья для среднестатистической российской семьи, то, как считают в Минстрое и АИЖК, теперь оно стало на 80% доступнее, чем было в 2000 году, если иметь в виду среднегодовой доход российских семей и меняющиеся цены на недвижимость:

Russia-Factograph-Housing-Mortgage-Affordability-Russia-2000-2017-official

Это – официальные оценки; экспертные, включая международные, могут сильно от них отличаться. Хотя для разных стран слишком разным оказывается то, что именно считать “типовым” жильем. Тем не менее, приведем некоторые. Так, компания Deloitte ежегодно составляет рейтинг стран Европы по доступности покупки в них типового жилья (в зависимости от текущих цен на недвижимость и средних по стране годовых зарплат) площадью 70 кв. метров. В рейтинг 2016 года была включена и Россия, где цена такого жилья оказалась минимальной по сравнению с другими странами, а уровень его доступности, наоборот, одним из самых высоких:

Russia-Factograph-Housing-Mortgage-Affordability-Prices-EU-Russia-2017

В 2017 году количество предоставляемых банками в России ипотечных жилищных кредитов превысило докризисный уровень (2014 года), а средняя процентная ставка по ним за последние 8 лет снизилась на треть:

Russia-Factograph-Housing-Mortgage-Development-Russia-2006-2017

“Сегодня наша экономика гораздо меньше зависит от внешних условий, и она может стабильно развиваться даже при относительно низких ценах на нефть”

Зависимость от внешних условий проявилась в том числе и в резком спаде российских финансовых рынков в последние три дня, когда, в частности, курс рубля рухнул до уровней начала 2016 года. А общую зависимость темпов экономического роста в России за последние шесть лет (за которые и отчитывался глава правительства) от динамики мировых цен на нефть представляет следующий график:

Russia-Factograph-Russia GDP-Oil Price-2012-2017

Как заявил премьер-министр, в целом за последние 6 лет объем российской экономики увеличился на 5%. Для сравнения, ВВП всего мира только за один 2017 год вырос на 3,7%, то есть в 2,5 раза больше, чем в России:

Russia-Factograph-GDP-Growth-Russia-World-1997-2017

“Big Data” – шаг в сторону “журналистики данных”. Она возникла еще полтора века назад, но стала особенно актуальной в эпоху цифровой революции, с ее взрывным ростом объемов доступной информации.

Переработать большие массивы статистики и других данных, чтобы в итоге представить суть происходящего в простых форматах, и есть задача этого жанра. График может быть более информативным, чем несколько страниц текста – и убедительнее.

Архив материалов

XS
SM
MD
LG