“Снижение уровня бедности в стране в два раза – самая сложная задача, которая поставлена в [майском] указе [президента], и безусловно, она зависит от того, насколько качественно и какими темпами будет развиваться наша экономика”, – отмечала Татьяна Голикова еще в мае этого года.
Однако в новейшей истории России такое уже бывало: с 2000 по 2007 год уровень бедности в стране (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) снизился даже более чем вдвое. Но тогда годовые темпы роста российской экономики в 4–5 раз превышали нынешние и в 2–2,5 раза – те, которые Министерство экономического развития (МЭР) России прогнозирует ныне на ближайшие шесть лет:
На гораздо более высоких, чем нынешние, темпах экономического роста уровень бедности в России с начала века снизился почти в три раза – минимум был достигнут в 2012 году (10,7%), однако с тех пор вновь повысился – примерно на четверть – и в последние три года почти не менялся.
Выйдя из финансового кризиса конца 90-х, экономика России в 2000-е годы росла темпами, в 2–2,5 раза превышающими общий рост мировой экономики. Но в 2013 году сформировалась обратная тенденция, причем сохранение этого разрыва пока прогнозируется и на ближайшие как минимум пару лет:
Кроме того, резко ускорившийся в начале 2018 года рост реальных доходов населения (текущие доходы за вычетом обязательных платежей и с учетом инфляции) летом вновь резко замедлился, а в августе, по данным Росстата, даже возобновился их спад – на фоне ускорившейся инфляции:
В правительстве планируют и набор “непосредственных мер” по сокращению масштабов бедности, напоминает Татьяна Голикова. Среди них, например, грядущая индексация пенсий, зарплат бюджетникам, как и поддержка семей с детьми. “Почти 70% всех живущих в России за чертой бедности составляют именно семьи с детьми”, – отмечал министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. “Бедность в России сосредоточена в домохозяйствах с большим количеством иждивенцев: детей, неработающих инвалидов, безработных", – пояснялось и в недавнем исследовании Института экономической политики им. Е. Гайдара и РАНХиГС.
95% всех расходов на выполнение “майского” (2018 года) указа президента будет профинансировано из федерального бюджета и только 5% – из бюджетов регионов, заявил в интервью две недели назад первый заместитель министра финансов России Леонид Горнин. Однако реальные объемы доходов самого госбюджета напрямую зависят и от темпов роста экономики.
В целом же за последнюю четверть века, судя по данным Росстата, уровень бедности в России снизился в 2,5 раза – с 33,5% общей численности населения в 1992 году до 13,2% в 2017-м. В абсолютных величинах это означает сокращение за 25 лет численности малоимущих граждан с 49,3 млн человек до 19,3 млн, то есть на 30 млн человек. Но удастся ли теперь сократить за шесть лет их общую численность еще вдвое – при прогнозируемых темпах роста экономики?