За три последних года, с декабря 2015-го, автомобильный бензин (сорта Аи-95) подорожал в России на четверть – средняя цена одного литра на АЗС повысилась на 24,2%, судя по индексу “Петрол плюс” российской компании “ППР”, оператора платежей по топливным картам в России и странах Восточной Европы. И почти половина этого прироста пришлась на апрель-ноябрь текущего года.
За три года общая инфляция в стране успела и замедлиться сначала в 5–6 раз, и вновь теперь начала ускоряться, тогда как цена бензина повышалась плавно, но неуклонно:
“Основными причинами роста цен на топливо являются рост налогов, рост мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах”, – отмечала в конце мая 2018 года, на фоне резко ускорившегося тогда повышения цен, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) в специальном обзоре.
И поясняла при этом, что “составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%”. Речь идет о налоге на добавленную стоимость (НДС), а также акцизах и налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
По данным ФАС мы рассчитали долю налогов в тогдашней розничной цене литра бензина Аи-95 в России, чтобы получить возможность сравнить ее с показателями других стран – как Европы, так и США. Как видим, в России она почти на одном уровне со средней для 28 стран Европейского союза (ЕС), хотя выше, чем во многих из них, и почти в 3,5 раза выше, чем в Соединенных Штатах. Напомним также, что в США нет НДС, а главным налогом на потребление является в стране региональный налог с продаж:
В соответствии с Налоговым кодексом (и согласно первоначальной концепции так называемого “налогового маневра”. – РС) акцизы “должны были вырасти с 2015 года по 2017 год на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо, – напоминает ФАС. – По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо – в 2,2 раза”.
На фоне ускорения роста цен на бензин весной нынешнего года правительство России с 1 июня снизило ставки акцизов на автомобильное топливо – примерно на четверть от действовавших с 1 января. Но даже при этом “значительного снижения цен мы не ожидаем”, – заявил тогда в интервью директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Алексей Сазанов: “Мы понимаем, что без снижения акцизов рост цен на внутреннем рынке может составить и 20%, и 30% по году, если мы не примем никаких экстраординарных мер”.
Однако с января 2019 года действующие ныне акцизы на автомобильное топливо в России будут повышены – сразу примерно в 1,5 раза. Плюс к этому впервые за последние 14 лет повышается ставка НДС – до 20% с нынешних 18%.
“Увеличение акциза в полтора раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер”, – отмечала в середине октября Счетная палата России.
Среди таких мер – в частности, временная, до конца 2018 года “заморозка” цен на автомобильное топливо (а далее – их рост не выше инфляции), о чем правительство договорилось на днях с нефтяными компаниями, а также особая налоговая схема для нефтепереработки. Другой вопрос, надолго ли эти меры помогут?..
В абсолютных величинах текущие цены на бензин в России оказываются уже лишь немногим ниже, чем в Соединенных Штатах (где добывается сегодня почти столько же нефти, сколько и в России), но при этом они почти в 3 раза выше средней для 28 стран ЕС (где импорт покрывает более 80% общего спроса на нефть):
Однако в какой мере текущие цены на бензин отражают в целом доступность автомобильного топлива в той или иной стране для среднестатистического ее жителя, исходя из его текущих доходов? По последним из имеющихся на сегодня данным официальной статистики в России, США и Европе мы примерно рассчитали, сколько именно литров автомобильного бензина можно купить сегодня на сумму среднего по стране почасового заработка.
Точнее, на сумму не средней, а так называемой “медианной” зарплаты (уровень, при котором половина работающих в стране получает больше, а другая – меньше), которая позволяет учесть дисбаланс самого распределения зарплат. Например, в России, по оценкам Росстата, зарплату выше официальной средней по стране получают менее одной трети всех занятых в экономике. А почти половина общей суммы зарплат в стране приходится всего на 20% наиболее высокооплачиваемых работников. Судя по статистике, “медианный” уровень зарплат в России в последние несколько лет почти не меняется, составляя примерно 72–73% от официальной средней начисленной зарплаты.
Из статистики по США (оценки Министерства труда) и Европе (оценки Евростата) были также взяты данные именно по медианным почасовым заработкам. И вот что получилось:
Как видим, показатель для России, хотя и выше, чем для целого ряда стран ЕС, тем не менее, остается почти вдвое ниже среднеевропейского. И сразу в 7 раз ниже, чем в США, – при почти уже совпадающих, в пересчете по обменному курсу, ценах на бензин в обеих странах.