Ссылки для упрощенного доступа

Террористка выйдет из тюрьмы, несмотря на пожизненное заключение


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода



Арслан Саидов: Бригитта Монхаупт, одна из руководителей немецкой левоэкстремистской террористической организации RAF (Фракция Красной Армии), на счету которой убийства политиков и профсоюзных руководителей Германии в 70-х годах прошлого века, вскоре выйдет из тюрьмы, несмотря на пожизненное заключение. Такое решение принял Верховный суд земли Баден-Вюретемберг.



Юрий Векслер: Это решение суда не было неожиданным. Согласно немецкому законодательству, после 24 лет тюрьмы при отсутствии, по мнению надзора, опасений в рецидиве преступных действий осужденный должен выйти на свободу. Но суд подчеркнул, что речь идет не о помиловании и не о полном освобождении. Говорит представитель суда Жозефина Кеблец.



Жозефина Кеблец: Срок осуждения продлен Бригитте Монхаупт еще на пять лет условно, и она должна будет находиться в контакте с назначенным судом наблюдателем, а также отмечаться в полиции.



Юрий Векслер: За участие в нескольких убийствах суд в 1982 году приговорил Бригитту Монхаупт к пятикратному пожизненному тюремному заключению. Жертвами Монхаупт и ее коллег только в 1977 году стали директор "Дрезднер-банка" Юрген Понто, генеральный прокурор Германии Зигфрид Бубак и председатель Союза работодателей Ханс Мартин Шляйер.


Общественное мнение не поддерживает принятое решение, более 80 процентов опрошенных не выпустили бы Бригитту Монхаупт на свободу. Главная причина в том, что ни Монхаупт, ни ее коллеги ни разу не произнесли слов раскаяния.


Вот первые отклики на решение Штутгартского суда. Говорит Буц Петерс, эксперт по истории RAF .



Буц Петерс: Конечно, достойно сожаления, что госпожа Монхаупт не сделала никакого жеста в адрес родственников жертв террора RAF , что она не принесла извинений. Но закон не требует, чтобы человек в тюрьме превратился из Савла в Павла, закон не требует ни превращения святого, ни появления нимба на головой. Решающим является только оценка риска рецидива, который, по мнению всех инстанций в данном случае, равняется нулю. Даже прокуратура, по требованию которой Монхаупт была осуждена, не возражает против ее выхода из тюрьмы.



Юрий Векслер: Социал-демократ Клаус Уве Бенетер, член правовой комиссии бундестага.



Клаус Уве Бенетер: В случае с госпожой Монхаупт речь идет о праве и законе. И по нашему закону и праву предусматривается для осужденных пожизненно, что после отбытия минимального наказания в 24 года они могут быть условно освобождены. Мы в Германии всегда подчеркивали, что у нас нет политических заключенных, мы всегда говорили, что и террористы RAF уголовники, и мы должны относиться к ним, как и к другим уголовникам, а именно - признавать и за ними право на человеческое достоинство. Им должна быть предоставлена возможность достойно прожить на свободе остаток жизни, если соблюдены предписанные законом условия. Верховный земельный суд в Штутгарте видит эти условия выполненными.



Юрий Векслер: RAF развивалась из возникшей в 1970 году небольшой группы, которая называла сама себя по латиноамериканскому примеру "городская герилья", то есть считала себя партизанами в городе. Жертвами RAF на протяжении ее существования были не только немецкие деятели, но и иностранные дипломаты, и американские солдаты. Известны случаи координации RAF с палестинскими террористами. Части членов RAF с помощью разведки ГДР "Штази", от которой они с конца 70-х получали организационную и финансовую поддержку, удалось скрыться на время на территории ГДР. После объединения Германии все они были разоблачены, арестованы и предстали перед судом.


Статьи в газетах с вопрошающими заголовками "Жалость к безжалостным", "Пощада к беспощадным" говорят о настроениях в обществе. В эти дни, накануне предполагаемого решения, дети убитых террористами политиков и общественных деятелей напоминали о том, что террористы не выдали информации, кто из них конкретно привел тот или иной вынесенный RAF приговор в исполнение.


Организация RAF зародилась в недрах студенческого движения протеста конца 60-х годов и просуществовала официально до 1998 года, когда ее представители письменно объявили о самороспуске движения. Тем не менее, этот документ заканчивался цитатой из Розы Люксембург: "революция говорит, я была, я есть, я еще буду".


Говорит представитель Партии либералов Герхард Баум, бывший с 1978-го по 1982 год федеральным министром внутренних дел.



Герхард Баум: Это не особая милость по отношению к госпоже Монхаупт, а действие в соответствии с законом и правом. И так, террористам не предоставлено особых прав ни к их выгоде, ни к их ущербу. Это правильное решение. В отношении самих тяжких преступлений это ничего не меняет, как и в отношении справедливости первого приговора. Наказание было соответствующе тяжелым. Здесь ничто не забыто и ничто не прощено, но правовое государство сильно достаточно, чтобы и тем людям, которые приговорены к пожизненному заключению, дать перспективу выхода на свободу. Именно это и произошло сегодня



Юрий Векслер: На столе у президента Германии Хорста Келера лежит прошение о помиловании другого функционера RAF Кристиана Клара, 24 года отсидки которого истекают в 2009 году. За него ходатайствует руководство театра "Берлинский ансамбль", готовое принять бывшего террориста на работу техником сцены.


Германии известны случаи ресоциализации бывших террористов RAF , правда, отсидевших меньшие сроки. До попадания в тюрьму Бригитта Монхаупт считалась талантливой художницей. Кто знает, может быть, ей удастся вернуться к прежней профессии...


XS
SM
MD
LG