Ссылки для упрощенного доступа

У фотографа, пародировавшего плакаты «Единой России», отобрали компьютер


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Дмитрий Волчек : Работы фотохудожника из Санкт-Петербурга Ивана Ушкова сняли с его первой столичной выставки в Центральном доме художника за 30 минут до ее открытия. Причиной стала серия работ «Добро пожаловать в Россию», которую представители выставочного комитета признали несоответствующей имиджу страны. А правоохранительные органы провели обыск на работе Ушкова, опечатали и изъяли компьютер. Продолжит тему Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : В фотомагазин на Невском, 54 люди в штатском явились 19 февраля, в понедельник, и сделали контрольную закупку – приобрели две фотографии, а вечером явились с проверкой. С помощью двух понятых опечатали и забрали компьютер, а самого фотографа увезли в отделение милиции на переулок Крылова. Примечательно, что сами милиционеры не скрывали своего веселья, глядя на фотокарикатуры Ивана Ушкова, работающего под псевдонимом Мистер Эвил. Например, на плакат, где рядом с милиционером стоит человек с золотыми зубами и держит в руках копыто, подпись такая «Единая Россия - вступаем на радость всем». Но посмеявшись, милиционеры высказались вполне определенно, говорит Иван Ушков.



Иван Ушков : «Такие шутки партии не нравятся». Я говорю: «Какой партии?» Он мне объясняют: «У нас партия одна».



Татьяна Вольтская : Вторая провинившаяся работа изображает двух скинхедов, пришедших работать в «Макдональдс». Там все чисто, красиво. Они стоят, подняв руки в нацистском приветствии, подпись - «Свободная касса».



Иван Ушков : Они стали привязывать эту картинку к взрыву в «Макдональдс» и говорить, что она могла спровоцировать. Ко мне приходят вечером пять человек в штатской одежде, начинают трясти книжечками и говорят: «Вы тут пропагандируете фашизм, насилие. У вас порнография. Вы сеете межнациональную рознь». Я говорю, что эти работы участвовали на выставках, в том числе в Доме художника питерском, в галерее «Манеж». И почему-то Художественный комитет не говорил, что эти работы пропагандируют то, что они назвали. Они говорят: «Это ты кому-нибудь другому расскажешь». Мне дали понять, что до выборов всего этого не должно быть.



Татьяна Вольтская : Стало быть, милиционеры бдительно борются с фашизмом, видимо, имея в виду, что фотохудожник Иван Ушков и есть потенциальный убийца иностранных студентов. Прокомментировать действия милиции я попросила координатора оргкомитета правозащитной организации «За Россию без расизма» Александра Винникова.



Александр Винников : Попытки использовать антиэкстремистское законодательство для подавления любой оппозиции по отношению к действующей власти имеют длительную историю. Уже несколько лет они происходят. В каждом случае совершенно необходимо действовать официально, и добиваться результата через прокуратуру. В частности, если милиционеры или кто-то из должностных лиц утверждает, что данная продукция графическая или видео является пропагандой нацизма, то он имеет официальное право это утверждать, только имея на руках материалы предварительной экспертизы, выполненной специалистом. Без этих материалов такого рода действия являются типичным превышением служебных полномочий.



Татьяна Вольтская : Сам Иван Ушков буквально потрясен интерпретацией своей работы.



Иван Ушков : «Семнадцать мгновений весны» я вспоминаю, как школьники у нас пародировали фашистов, изображали после этого фильма, ходили, щелкали каблучками и говорили «Хайль, Гитлер!». «Семнадцать мгновений весны» также пропагандирует фашизм, как и моя картинка. Если об этом спорить, это смешно просто. Мне кажется, что я имею право экранизировать анекдоты, тем более что никаких призывов там не было – свергнуть кого-то, убить кого-то, взорвать что-то.



Татьяна Вольтская : Кстати, фотохудожник вспоминает, что сами скины дважды звонили ему с угрозами после появления «Свободной кассы» в Интернете. Почему же правоохранительные органы действуют именно так, в данном случае пытаясь обезопасить общество от фотографов, а не от тех, кто занимается избиениями и убийствами людей на улицах? Александр Винников:



Александр Винников : С моей точки зрения, они просто, честно говоря, полностью дезориентированы. От них требуют разные инстанции непонятно чего. Кроме того, есть масса негласных инструкций, которые они тоже должны выполнять, чтобы не потерять место. Они поэтому боятся собственной тени, и пытаются для того, чтобы хоть как-то обезопасить себя от этого бардака, действуют по своему разумению, которого у них, как правило, не хватает.



Татьяна Вольтская : Видимо, таинственные инструкции действуют не только в Петербурге. Потому что только уж очень странным совпадением можно объяснить тот факт, что одновременно с проверкой фотомагазина на Невском, в Москве с выставки, проходящей в рамках проекта «Молодые художники России», были сняты три работы Ивана Ушкова. Не понравилась все та же «Свободная касса» со скинхедами, затем « Welcome to Russia », где запечатлены два рыжих смурных человека с не слишком интеллектуальными лицами, и «Дом 3. Новые правила», где в джакузи лежат три окровавленных тела. Это, естественно, пародия на «Дом 2».



Иван Ушков : Фотографии провисели три дня, и за полчаса до открытия выставки весь «Совком» принял решение снять три мои работы. Какая-то ерунда. В Питере выставочный комитет эти работы одобрил. Они участвовали на выставке. Купил на последние деньги билет в Москву, поехал туда счастливый. Думал, вот, у меня выставка будет. Всем нравится, все смеются. Все вместе принимают решение снять эти работы, а по отдельности, когда я начинаю бегать за ними и спрашивать – за что вы сняли, почему? – они начинают куда-то уходить в сторону. Это «Совком» в ЦДХ московского.



Татьяна Вольтская : Причем, интересно, Иван Ушков рассказывает еще о попытке торга – «Снимешь «Свободную кассу» и « Welcome to Russia » - оставим «Дом 3». На это фотохудожник не согласился. А вот в Питере под натиском милиционеров ему пришлось сдаться, чтобы не остаться без средств к существованию.



Иван Ушков : Начинают меня запугивать и говорить: «Ты работать на Невском больше не будешь. Мы пойдем к твоему арендодателю. Ты работать здесь больше не будешь, если эти картинки будут здесь». Я с ними договорился, что этих картин там не будет. Потому что, действительно, кроме этой работы у меня никакой другой нет.



Татьяна Вольтская : Иван Ушков говорит также, что просто боится идти в отдел милиции на переулок Крылова спрашивать о судьбе своего компьютера.


XS
SM
MD
LG