Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.
Кирилл Кобрин : Федеральное агентство связи России завершило прием заявок для участия в конкурсе на три лицензии, дающих право оказывать в стране услуги сотовой связи «третьего поколения». В нем примут участие 12 компаний. Победители будут объявлены 20 апреля. Рынок новых услуг для абонентов сотовой связи в России только формируется, а сам конкурс организован с учетом недавнего опыта стран Западной Европы. Подробности у нашего экономического обозревателя Сергея Сенинского.
Сергей Сенинский : В крупнейших странах Европы лет 5-7 лет назад лицензии на услуги сотовой связи «третьего поколения» или 3 G продавались за десятки миллиардов евро, из-за чего многие компании-операторы оказались на грани выживания. В России сама лицензия будет стоить всего 100 тысяч долларов. Почему именно такая модель проведения конкурса была выбрана? Из Москвы - аналитик консалтинговой компании J ' son & Partners Ирина Астафьева:
Ирина Астафьева : Тому есть ряд факторов. Во-первых, капитальные затраты будут достаточно велики. Для того чтобы построить сеть, операторы итак понесут достаточно значительные расходы. Также существует такое понятие как очистка спектра, которая у нас сейчас, именно спектр, на котором будет работать 3 G занята военными. Фактически расходы по ее очистке тоже придутся на операторов. Если все это суммировать, то суммы получатся достаточно большие. Плюс то, что опыт зарубежных стран показал, что такая модель, когда за лицензию взимаются большие средства, не очень адекватна. Потому что потом эту стоимость операторы пытаются переложить в итоге на абонента.
Сергей Сенинский : В России для оказания услуг сотовой связи "третьего поколения" компании-операторы смогут задействовать часть уже существующих мощностей, то есть «второго поколения»? В Европе лишь собираются это разрешить, чтобы помочь компаниям, хотя по условиям конкурсов 5-7 летней давности этого делать было нельзя. Аналитик компании iKS - Consulting Маргарита Зобнина:
Маргарита Зобнина : Для строительства 3 G -сетей операторы будут задействовать обязательно существующие сети "второго поколения". Поскольку территория России гигантская, чтобы построить целиком новую сетку, необходимы существенные инвестиции. Поэтому 3 G -сеть будет строиться поверх существующей сети. Сейчас у операторов новое оборудование. Поэтому для наложения 3 G -сетей требуется не такое существенное вмешательство техническое, как это было несколько лет назад в Европе.
Сергей Сенинский : В целом можно ли характеризовать главное отличие 3 G -сетей от нынешних, 2 G -сетей одним словом - скорость? То есть значительно большая скорость передачи данных делает возможными и новые услуги.
Ирина Астафьева : С точки зрения потребителя, рядового абонента, да, отличие будет именно в скоростях.
Сергей Сенинский : Помимо крупнейших российских сотовых операторов (МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона») другие участники начинающегося конкурса - тоже операторы?
Ирина Астафьева : Помимо компаний "большой тройки", еще ряд других операторов, например, та же Ассоциация региональных операторов, которая, скажем так, пытается объединиться для того, чтобы предоставлять услуги связи. Это просто мелкие операторы, которые оказывают услуги сотовой связи в каком-то своем регионе. Плюс есть компания, которая работает на телекоммуникационном рынке, но, тем не менее, не оказывает услуги сотовой связи пока. Может быть, что-то изменится.
Маргарита Зобнина : По условиям конкурса операторам будут присуждаться баллы за длительность их работы в качестве оператора на российском рынке и охват территории России. Это означает, что чем больше территория, на которой компания предоставляет услуги, тем больше у нее шансов выиграть лицензию.
Сергей Сенинский : По условиям конкурса, владелец лицензии должен начать в России предоставление услуг сотовой связи «третьего поколения» в течение двух лет. Какие из этих услуг могут оказаться наиболее востребованными на местном рынке, с точки зрения массового пользователя?
Маргарита Зобнина : С точки зрения услуг, конечно, все зависит от политики оператора. Вероятнее всего компании будут продвигать тяжелый контент для того, чтобы наполнить сети и использовать их полный потенциал. Все возможности. Поэтому компании будут продвигать такой тяжелый контент, как mp 3 и видеофайлы, а также мобильное телевидение. Уже сейчас компании начинают продвигать эту услуги именно в качестве тренировки перед 3 G -услугами.
Сергей Сенинский : Но и музыка в формате mp 3, и передача видеофайлов, не говоря уже о мобильном телевидении, - услуги отнюдь не дешевые, чтобы быстро стать массовыми.
Маргарита Зобнина : Конечно, операторы будут делать ставку, в первую очередь, на высокодоходный сегмент. Изначально 3 G -телефоны будет покупать достаточно узкий сегмент потребителей. Именно на него будут направлены первые услуги. Эти потребители, как правило, готовы воспринимать такие услуги, как мобильное телевидение и видео.
Сергей Сенинский : В разных странах Европы доля абонентов сотовой связи "третьего поколения" от общей базы абонентов сотовой связи и сегодня относительно невелика, хотя и разнится от страны к стране. Одна из причин - тактика операторов. В Италии, например, они уже продают именно трубки "третьего поколения", то есть у клиента и выбора-то особого нет, тогда как в Германии, скажем, на рынке и до сих пор много трубок «второго поколения» или таких, которые, как минимум, поддерживают оба стандарта - и GSM , и 3 G , как, впрочем, и в России. Какую тактику предпочтут, скорее, российские операторы в ближайшем будущем?
Ирина Астафьева : По нашим данным, сейчас в России около полутора миллионов уже имеют телефоны, которые поддерживают и GSM , и 3 G . Тем не менее, многие абоненты даже об этом не знают. Они фактически купили телефон из-за каких-то совершенно других качеств. В дополнение есть еще возможность разговаривать в 3 G , в сетях, которые у нас появятся. Ассортимент их достаточно широк, благодаря тому что сети 3 G уже запущены в той же Европе. Для того чтобы стать абонентом 3 G , нужно будет поменять сим-карту, которая, скорее всего, будет поддерживать и GSM , и 3 G .
Маргарита Зобнина : В России операторы не имеют такого влияния на рынок абонентских терминалов, как в Европе, и принимают в нем минимальное участие, отказываясь от спонсирования телефонов, датирования телефонов. Доля операторов на рынке абонентских терминалов составляет около 2 процентов. Поэтому, конечно, здесь все зависит от поставщиков оборудования, а не от политики операторов. Именно поставщики телефонов будут оказывать решающее влияние на рынок 3 G -терминалов.
Сергей Сенинский : Конкурс на три лицензии, дающих право оказывать в России услуги сотовой связи «третьего поколения» только начинается. Компании-победители будут объявлены 20 апреля.