Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге представлена книга историка и социолога Дины Хапаевой "Готическое общество: морфология кошмара"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Марк Крутов: В Петербурге представлен 50-й, юбилейный номер журнала "Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре". Этот номер имеет и специальное название – Regime nouveau – новый режим. Он посвящен политическому отрезку в виде последних 8 лет в российской истории, которые совпали с годами жизни издания.



Татьяна Вольтская: Нижняя граница исторического отрезка, рассматриваемого в этом номере "Неприкосновенного запаса", определяется дефолтом и политическим кризисом 1998 года, назначением Владимира Путина премьер-министром, второй чеченской войной, отставкой Ельцина и реализацией операции "Преемник". Верхняя хронологическая граница пока, естественно, пока размыта, но в редакционном предисловии говорится, что ею может оказаться рубеж 2006-2007 годов, поскольку сегодня, по мнению многих экспертов, наблюдается "усталость конструкции" режима nouveau и ее готовность к переходу в иное качество.


Исторический анализ журнальных статей касается самых разных тем от авторитарной или реакционной модернизации и поисков национальной идеи до попыток осмысления некоторых национальных проектов. Статья Дмитрия Травина "Поле чудес" или библиотека анализирует российскую прессу. Дмитрий Травин.



Дмитрий Травин: Мой материал в этом журнале посвящен своеобразной эволюции роли журналиста-аналитика, комментатора в современной России. В какой-то степени это анализ на основе фактов, которые я собирал, а в какой-то степени анализ собственной биографии, поскольку я вступил в журналистику в 1991 году, фактически в начале коренных преобразований, и до сих пор в ней нахожусь. За это время были довольно интересные эволюции в этой профессии. Главное, мне кажется, здесь следующее. Начало 90-х годов – это был такой своеобразный переломный момент, когда в журналистику пришло много людей из самых разных профессий. Даже если проанализировать тех, кто получал Гран-при конкурса "Золотое перо" на протяжении всех этих лет, то людей с собственно журналистским образованием там довольно мало, в основном это люди, пришедшие из других специальностей. Что, мне кажется, отражало те запросы, которые выдвигала эпоха: надо было анализировать те реальные изменения, которые происходят в экономике, в политике, в социуме. Профессиональных журналистов, по сути дела, этому не учили. Второй серьезный момент, связанный с эволюцией профессии, состоит в том, что сегодня мы видим своеобразную невостребованность квалифицированного анализа, основные "говорящие головы" по телевизору – это такие своеобразные пропагандисты. И вот здесь возникает вопрос: какова вообще судьба этой специализации в журналистике, сохраняется она или нет? Мне кажется, что потребность в такого рода комментариях остается, это не просто явление, вызванное перестройкой, но здесь, конечно, надо отличать профессиональный комментарий от своеобразного такого политиканства и пропаганды.



Татьяна Вольтская: Вывод Дмитрия Травина таков: современная политическая обстановка все больше провоцирует превращение журналиста в политработника.


Одновременно с журналом была представлена книга историка и социолога Дины Хапаевой "Готическое общество: морфология кошмара". Казалось бы, ее книга - о Толкиене, выпустившем, по мнению автора, в современное культурное пространство сонм героев - родоначальников современного жанра фэнтези, о новых открытиях физики и нашем отношении ко времени. Но даже ее слова о романе Сергея Лукьяненко "Ночной дозор": "Кошмар романа не в нечисти, вампирах, потусторонних силах зла. Он в крушении различия между добром и злом, оборачивающимся проповедью мелкого личного эгоизма" - эти слова, быть может, лучше вскрывают суть нашего времени, чем построения многих аналитиков. Дина Хапаева называет готическим наше общество, главную черту которого она видит в превращении зоны в основу российского общежития.



Дина Хапаева: В этом журнале много очень интересных статей. И то, что мне было интересно в особенности, - это то, что целый ряд авторов, говоря о современном политическом режиме, не могут удержаться от готических аллюзий. То есть то там, то здесь обязательно да появится либо "феодал", либо появится "феодальная экономика". То есть без готических аллюзий не обходится практически ни один текст о современной политической культуре России.



Татьяна Вольтская: Да и собственно готическую атрибутику Дина Хапаева считает отнюдь не безобидной игрой. Черные одежды и мрачные символы молодых людей, называющих себя готами, имеют явную отсылку к фашистской символике, и это тоже, по мнению Дины Хапаевой, зловещее знамение времени.


XS
SM
MD
LG