Ссылки для упрощенного доступа

Состояние гражданской авиации в России


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Валович.



Александр Гостев: Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование катастрофы самолета под Самарой. На месте аварии вертолета Ми-8 в Коми спасатели продолжают искать второй бортовой самописец. По мнению экспертов, прошлый год для российской гражданской авиации стал критическим. Состояние авиапрома в России таково, что если подготовке пилотов и развитию самолетостроения не придать статус еще одного национального проекта, года через три количество происшествий в гражданской авиации может вырасти в разы. Это мнение петербургских экспертов, которое они решили озвучить после серии очередных происшествий на российских авиалиниях.



Татьяна Валович: Петербург является одним из центров по подготовке как летного персонала, так и персонала для диспетчерских служб. Именно поэтому здесь наиболее остро осознают, в каком кадровом кризисе оказалась российская гражданская авиация. За 15 лет почти вдвое сократилось количество пилотов, средний возраст летчиков увеличился практически на 10 лет, - говорит ректор Петербургского государственного университета гражданской авиации Михаил Смуров.



Михаил Смуров: Резко постарел состав. Если в 1991 году командир воздушного судна - меньше 40 лет, то сейчас это - 49. То есть это критический возраст. Одновременно с 2000 года по сегодняшний день возрос объем перевозок на 60 процентов. Учебные заведения отрасли, кто готовит кадры, они каждый год выпускают только по 200-250 человек. В этом году выпуск будет примерно 180-185 пилотов и 30 вертолетчиков. А промышленность наша авиационная заявляет потребность - 750 человек. С учетом того, что не все могут летать на определенных классах воздушных судов. Тренажерная база вся фактически - это 60-70-е годы, тренажеры исчерпали свой ресурс, практически их нет. Воздушные суда первоначального обучения - это Ан-2, которые не только не отвечают требования Международной организации гражданской авиации, но не рентабельны экономически. Число инструкторов катастрофически падает, потому что летный час инструктора - 62 рубля 50 копеек за летный час. То есть отрасль более так же, как болеет вся страна.



Татьяна Валович: Начальник окружного территориального управления воздушного транспорта по Северо-Западу Виталий Халиков опроверг появившиеся в российских средствам массовой информации сообщения, что Германия готовит пилотов для российских авиалиний. Согласно российскому воздушному кодексу это невозможно.



Виталий Халиков: Членом экипажа российского воздушного судна может быть только гражданин России. И не гражданин Германии, не гражданин Украины, только гражданин Российской Федерации.



Татьяна Валович: И, безусловно, одним из основных условий безопасности полетов эксперты считают состояние техники, - говорит ректор Университета гражданской авиации Михаил Смуров.



Михаил Смуров: У нас сейчас примерно 2,5 тысячи воздушных судов, которые сейчас летают, это самолеты 60-70-х годов. И они перевозят сейчас порядка 60-62 процентов всех пассажироперевозок, делают такой объем работы. Так называемая новая техника российского авиапрома - с 1990 года по сегодняшний день поставлено всего 36 "новых" воздушных судов. И эти суда делают объем перевозок порядка 8 процентов. А остальной объем делают те "иномарки", которые у нас сейчас летают в воздухе, их порядка 150. И вот этими "иномарками" перевозится порядка 30 процентов пассажиропотока. Раз "иномарки", философия у них совсем другая, чем у наших самолетов. То есть методика, по которой надо обучать пилотов, точно так же изменилась. То есть наслаивается еще приход иностранной техники. Кроме того, по нормам, у нас пилот должен налетывать 150 часов. Ввиду того, что бюджет был очень бедный, нам финансировалась подготовка только на 60 часов.



Татьяна Валович: Сейчас программа подготовки пилотов несколько скорректирована и финансирование улучшается, но из-за ликвидации военных кафедр в составе летных училищ затраты государства на подготовку одного пилота - а это около 100 тысяч евро - используются неэффективно, так как за год молодые люди теряют свою квалификацию, - считает начальник окружного территориального управления воздушного транспорта по Северо-Западу Виталий Халиков.



Виталий Халиков: Готовят на протяжении 2,5 или 4 лет пилота- и отдавать его надо после этого в армию. О каком профессионализме мы можем говорить? Это проблема государственная, ее нужно решать, в противном случае через три года у нас образуется очень большая дыра.



Татьяна Валович: Что же касается соблюдений мер безопасности полетов в России, то, как считает Виталий Халиков, ужесточением законодательства или наказания вряд ли можно чего-то добиться. Скорее, надо навести элементарный порядок внутри отрасли.



Виталий Халиков: Жесткость российских законов полностью нивелируется их неисполнением. Одна из самых главных задач - все-таки вернуться к единому уполномоченному органу в системе гражданской авиации. На сегодняшний день мы имеем пять органов, которые регулируют деятельность гражданской авиации.



Татьяна Валович: Считает начальник окружного территориального управления воздушного транспорта по Северо-Западу Виталий Халиков.


XS
SM
MD
LG