Ссылки для упрощенного доступа

Национальный центр мониторинга демократических процедур - новая российская организация, изучающая и анализирующая выборы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский: В России появилась новая организация, изучающая и анализирующая выборы, - это Национальный центр мониторинга демократических процедур. Среди его создателей - бывший президент СССР Михаил Горбачев и депутат Государственной Думы Александр Лебедев. Лебедев предлагает ввести так называемый "горбачевский индекс демократии", полагая, что политический опыт и объективность бывшего главы СССР и родоначальника перестройки ни у кого не вызовут сомнений.



Любовь Чижова : Основные претензии к нововведениям в российском выборном законодательстве, значительно ущемляющим права россиян и фактически лишающим их права на свободные выборы, президент Международного фонда социально-экономических и политологических исследований Михаил Сергеевич Горбачев высказывал не раз. Он даже публиковал свои статьи на эту тему в различных российских изданиях, надеясь, что власть к нему прислушается. Однако год от года партия "Единая Россия" принимала новые законы, из-за которых, по словам Горбачева, выборы перестали радовать простых российских трудящихся.



Михаил Горбачев : Выборы - это, может быть, праздник для трудящихся. Они должны решать на выборах. Там у них остается, более или менее, реальное дело, обеспеченное законом, для того чтобы участвовать и оказать воздействие на политику, на состав кадров и так далее. Других инструментов нет. Более того, мы говорим, что только так надо решать - по закону, по Конституции. Мне не понравилась вся эта история, когда "Единая Россия", пользуясь своим большинством в парламенте, по сути дела, навязала обществу целую систему всяких новых ограничений. Сенаторы у нас не избираются. Взяли то, что принадлежало людям, - выборы губернаторов. Убрали строку "против всех". На самом деле, это очень серьезная негативная акция. Доходило кое-где до того, что "против всех" почти против всех, или на половину, или на одну треть. Это значит, насколько у нас порочная была эта система выдвижения кадров, что люди не находили для себя тех, кому они могли бы доверить. И этот пункт был снят.



Любовь Чижова : Тем не менее, Михаил Горбачев и его коллеги из недавно созданного Национального центра мониторинга демократических процедур считают, что институт выборов в России, несмотря на многие искажения предвыборного законодательства, все-таки сохранился. Об этом, по их мнению, можно судить на примере региональных выборов последних лет, когда в местные парламенты проходят самые разные политические партии и, что самое главное, люди продолжают эти выборы посещать. О том, почему России нужна организация, объективно оценивающая ход выборов, рассуждает депутат Госдумы, президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев.



Александр Лебедев : Многие из внесенных "Единой Россией" в избирательное законодательство новелл были неправильными. Можно составить иск в Конституционный суд Российской Федерации (напомню, что Конституционный суд не только на Украине есть, но и у нас) и попробовать получить его точку зрения, что думает Конституционный суд по поводу соответствия изменений в действующем российском законодательстве по выборам с точки зрения Конституции.


Мне кажется, что, с одной стороны, наша политическая система, наша избирательная система, конечно, далека от идеала. Мало того, нам еще работать и работать, но она все-таки не такая как в Северной Корее или в Афганистане. Я также надеюсь, что Михаил Сергеевич меня поддержит, мне бы очень хотелось, чтобы, конечно, в результате сравнительных анализов появилась бы и возможность оценивать зарубежные политические системы. Возможно, если соответствующие критерии, соответствующая матрица будет разработана, выйти к концу года на некий (я так это условно называю) "горбачевский индекс демократии". Надеюсь, что вряд ли у вас вызовет сомнение, что если уж такой индекс будет выработан, то он будет более объективным, чем те два противоположных экстремальных крыла оценок, которые я считаю сплошь и рядом неточными. Условно говорят, для меня ни Сорос, ни Павловский идеалами для оценки того, что происходит у меня на родине, не являются.



Любовь Чижова : Национальный центр мониторинга демократических процедур - это анализ не только выборов, но и других политических процессов в России. Поэтому журналисты не могли не спросить у Александра Лебедева и Михаила Горбачева, как они относятся к "Маршу несогласных", который прошел в минувшие выходные. Говорит Александр Лебедев...



Александр Лебедев : Весь ОМОН задействован на противодействие неким "Маршам несогласных". Мне, например, как гражданину, все равно, что там на этом марше происходит. Я, честно говоря, не вижу, в чем здесь угроза, если один бывший премьер-министр, другой бывший шахматист, а третий писатель где-то расхаживают по улицам нашего города.



Любовь Чижова : Говоря о "Марше несогласных", Михаил Горбачев продемонстрировал, что такое "горбачевский индекс демократии". Он сказал, что в таких маршах никогда не принял бы участия по той причине, что поддерживает политический курс Путина. И, похоже, сравнивает его с перестройкой, затеянной им самим в середине 80-х.



Михаил Горбачев : Я вовсе не думаю, что моя философия совпадает с теми, кто называет себя "несогласными". Там очень много объединилось всякого народа. Трудно разобраться, что там еще будет, что из этого получится. Я бы через вас, если это пропустит ваше сито и ваша цензура то, что я сейчас скажу, то я хотел бы, чтобы люди услышали, что я за то, что последние годы делал и продолжает делать Путин - удачно и неудачно, со срывами, но это такой поворот после того хаоса, который ему достался в наследство, который не обещает сплошных успехов. Но он все-таки разворачивал политику в интересах народа. Особенно в последнее время он многое сделал для того, чтобы выработать, наметить такой курс на модернизацию, которая бы охватывала все наше общество.


За стабилизацией последовало вот это. Тут подоспели цены хорошие на нефть. Брежневу и Путину повезло - цены были и у того, и у другого высокие. А у нас на следующий год, в 1986 году, цены упали до 10-12 долларов. Поэтому я не хотел бы, чтобы у нас разворачивались какие-то стихийные процессы, а все-таки они бы шли вокруг нескольких вот этих направлений. Я думаю, что оппозиционные партии должны быть. Без этого не может быть нормальной работа парламента. Мы должны тоже по этой дороге идти, которая наметилась в последнее время, благодаря усилиям Путина. Я его поддерживаю.



Любовь Чижова : Говорил Михаил Сергеевич Горбачев.



XS
SM
MD
LG