Юрий Жигалкин: Впервые за два с лишним года госсекретарь Соединенных Штатов встретилась с министром иностранных дел Сирии, представителем режима, обвиняемого в причастности к терроризму, в том числе, убийству бывшего премьер-министра Ливана Харири. Сравнительно короткий разговор, состоявшийся на конференции по Ираку в египетском городе Шарм аш-Шейхе, как соглашаются наблюдатели, несет в себе важное символическое значение.
Аллан Давыдов: В четверг на конференции произошло то, чего ожидали многие политики и наблюдатели - в ее кулуарах состоялся тридцатиминутный разговор Кондолизы Райс с сирийским министром иностранных дел Валидом Муалимом. Охарактеризовав этот короткий обмен мнениями, как «профессиональный и деловой», Райс сказала, что она призвала Сирию воспрепятствовать проникновению в Ирак с ее территории иностранных боевиков. Как оценивают этот первый за несколько лет американо-сирийский контакт на высшем уровне американские наблюдатели? Ведь Белый дом, наконец, сделал шаг, к которому его призывали многие критики иракской стратегии и который президент Буш настойчиво отказывался совершить. Об этом я спросил сотрудника Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Хейима Малку.
Хейим Малка: Эта встреча важна тем, что министры иностранных дел двух стран побеседовали с глазу на глаз впервые с того момента как два года назад аминистрация Буша призвала к междунарожной изоляции сирийского правительства. Шаг сам по себе позитивный. Но если быть реалистом, то сейчас не следует ожидать ни коренных прорывов в американо-сирийских отношениях ни особого рвения Сирии в обеспечении безопасности внутри Ирака. Слишко много накопилось взаимных подозрений. В еще большей степени это касается предположений о возможной встрече Кондолизы Райс с министром иностранных дел Ирана Манучером Моттаки - первой подобной встречи за последние 28 лет. На конференции в четверг они даже якобы поприветствовали друг друга. Но не надо забывать, что Соединенные Штаты не раз заявляли, что перед переговорами хотят получить от Ирана заверения в том, что готов отказаться от ядерных работ и отказаться от вмешательства в иракские дела. Потенциал для улучшения отношений, несомнено, есть. Но опять же, ожидания должны быть реалистичными.
Аллан Давыдов: Идея возможного соучастия Сирии и Ирана в разрешении внутрииракского конфликта впервые была рекомендована Белому дому специальной двухпартийной группой по изучению Ирака в декабре прошлого года. Однако тогда администрация Буша эту идею отвергла.
Юрий Жигалкин: Список ста самых влиятельных людей мира в очередной раз составил журнал «Тайм».
Ян Рунов: Четыре года назад американский журнал "Тайм" начал публиковать список из 100 наиболее влиятельных личностей года. На этот раз в список включены 71 мужчина и 29 женщин. Список разделен на пять категорий. Среди политических лидеров впервые за все четыре года выпуска нет президента Буша, зато госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс вновь, в четвертый раз, оказалась в списке. Среди других наиболее влиятельных, по мнению журнала "Тайм", политических фигур стоят Усама бин Ладен, кандидаты в президенты Соединенных Штатов Барак Обама и Хиллари Клинтон. В том же списке королева Англии и король Саудовской Аравии, президент Китая, канцлер Германии и президент Судана, папа римский и губернатор Калифорнии Шварценеггер. Но наряду с президентом Бушем отсутствует и Тони Блэр, и Уго Чавес, и Ахмадинеджад, и Владимир Путин. Вот как расценивает такой подход авторов списка американский политолог, президент фирмы TDK Consulting Эли Краковски...
Эли Краковски: Мне такой отбор кажется странным. Видимо, критерием была степень внимания американской прессы, причем прессы не слишком серьезной. Возможно, составители ориентировались на наивного, плохо информированного читателя. Наши средства массовой информации в конкурентной борьбе, к сожалению, снижают свою профессиональную планку и становятся все поверхностнее. Не думаю, что Гор, а тем более Хиллари Клинтон или Барак Обама являются наиболее влиятельными в мире, если даже в Америке от них мало что зависит. Большое внимание национальной прессы к ним можно объяснить ожиданием газетных сенсаций. Странно еще, что в списке наиболее влиятельных лиц нет недавно умершей бывшей стриптизерши Анны Николь Смит, о которой газеты не перестают писать уже три месяца. Но если говорить серьезно, то составители списка в журнале "Тайм" далеки от реальности.
Ян Рунов: Из артистов журнал назвал в числе наиболее влиятельных людей английского комика Сашу Барон Коэна, создавшего пародийный образ казахского журналиста Бората. Есть там известные актеры Брэд Питт и Ди Каприо, оперная певица Анна Нетребко и режиссер Мартин Скорсезе.
Юрий Жигалкин: Ирак стал доминирующей темой первых президентских дебатов среди претендентов-республиканцев, проведенных за полтора года до выборов президента и за девять месяцев до первичных голосований внутри партии, результатом которых станет номинация кандидата в президенты от республиканцев. Главное внимание среди десяти участников дискуссий, естественно, привлекли два самых пока заметных кандидата - сенатор Джон Маккейн и бывший мэр Нью-Йорке Рудольф Джулиани, хотя полуторачасовой словесный спарринг был более важен для восьмерки почти неизвестных среднему американцу кандидатов, пытавшихся заявить о себе в полный голос. Впрочем, сами участники соглашаются, что на этом раннем этапе предвыборной кампании самое важное - символизм, не случайно дебаты прошли в президентской библиотеке Рональда Рейгана, кандидаты намерены равняться не на нынешнего президента, а на легендарного лидера, пытаясь представить себя в качестве политического наследника Рейгана.
Американские федеральные службы, почти успешно справившиеся c пресечением переправки грязных денег по международным банковским каналам (эта многолетняя операция отсекла от мировой финансовой системы несколько десятков подозрительных банков), намерены перекрыть и нетрадиционные пути отмывания денег. В четверг помощник министра финансов сообщил о том, что его ведомство приступает к осуществлению новой стратегии - перехвату денег, переправляемых курьерами и выявлению подозрительных торговых трансакций, когда реципиенты получают деньги натуральным товаром, поступающим им по бросовым ценам. Американское министерство финансов разрабатывает в сотрудничестве с торговыми партнерами систему отслеживания таких операций. Мало того, в поле внимания спецслужб также попадают казино, страховые, брокерские компании, которые оперируют финансовыми инструментами, позволяющими переводить деньги в обход обычных банковских каналов.
Исполняется 400 лет первому британскому поселению в Северной Америке Джеймстауну, из которого всего за триста с небольшим лет выросла самая мощная в истории человеческой цивилизации страна. Причем первые британцы, основавшие форт названный в честь короля Джеймса, стали колонистами случайно, они были готовы бежать с земли, которая оказалась крайне неприветливой.
Владимир Морозов: В кинофильмах, посвященных этому периоду он предстает жестоким, героическим и несколько идеализированным. Как складывалась жизнь колонии Джеймстаун на самом деле? Рассказывает историк Боб Динс…
Боб Динс: Сначала это было ужасное существование. Процветали телесные наказания, пытки, убийства. Голод доводил людей до каннибализма. Первый год в Новом Свете пережил только один из четверых колонистов.
Владимир Морозов: Поселение было коммерческим предприятием. Британцы прибыли сюда в поисках золота и короткого пути в Китай. Не нашли ни того, ни другого и уже собирались домой. Их остановил капитан Джон Смит. Его отряд добывал для колонистов провиант, то есть попросту грабил индейские деревни. Однажды, возвращаясь в Джеймстаун, он увидел, что поселенцы грузятся на корабль и приказал своим солдатам стрелять по дезертирам. Смельчак и наглец, Смит стал легендой еще при жизни. Колонисты дважды приговаривали его к повешению, которого он чудом избежал. Потом они же избрали его президентом Джеймстауна. Смит попал в плен к индейцам, его собирались убить, но дочь вождя Покахонтас прикрыла его своим телом. Рассказывает историк Камилла Таунзант...
Камилла Таунзант: Из воспоминаний колонистов, которые знали Покахонтас, видно, что ее все любили. За независимость, смелость и ум.
Владимир Морозов: В легенде между ней и капитаном Смитом возникает бурный роман. Хотя это не подтверждается даже в воспоминаниях капитана, который любил похвастаться своими победами. В момент встречи в 1607 году ей было 11, ему 27.
Камилла Таунзонт: Нам, стране в целом нужно, видимо, то же, что и капитану Смиту, - чтобы Покахонтас нас любила. Эта легенда гораздо красивее реальности, которая состояла в том, что Покахонтас отчаянно старалась спасти свое племя.
Владимир Морозов: Она вышла замуж за другого британца, побывала в Лондоне как посол доброй воли. Там заболела и умерла, не дожив до 20 лет. Судьба дочери вождя символична, как и жизнь колонии Джеймстаун.
Боб Динс: Америка начиналась там. Конфликты, которые определили нас как нацию: между европейскими поселенцами и местными индейцами, между свободными европейцами и рабством для африканцев. Трудности создания демократической системы правления сначала хотя бы в одной колонии… Чудо Джеймстауна не в том, что случилось там 400 лет назад, а в том, кем мы стали теперь.
Юрий Жигалкин: Наследница гостиничной империи «Хилтон», звезда таблоидов Пэрис Хилтон заслужила 45-дневное тюремное заключение за нарушение нескольких пунктов условного приговора, заявили в четверг представители лос-анджелесской прокуратуры. Хилтон была приговорена к трем годам условного заключения осенью прошлого года за опасное вождение в состоянии сильного опьянения. Но в январе и феврале Хилтон была вновь остановлена за превышение скорости и езду с выключенными фарами, хотя по приговору суда она не имела права садиться за руль. Прокуратура требует не только заключения звезды масскультуры, но и ее принудительного лечения от алкоголизма.