Ссылки для упрощенного доступа

"Международная амнистия" обвинила Россию в поставках оружия правительству Судана


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Андрей Шарый: Международная правозащитная организация "Международная амнистия" обвинила Россию и Китай в том, что эти страны своими поставками оружия в Судан разжигают огонь вооруженного противостояния в Дарфуре. В докладе международной правозащитной организации указывается, что обе страны являются членами Совета безопасности ООН и им в первую очередь надлежит учитывать обеспокоенность в мире по поводу массовых убийств в этой суданской провинции. Российское внешнеполитическое ведомство отвергает обвинения в незаконных поставках вооружения Судану, об этом представитель МИД заявил и нашему радио, Китай так же отверг обвинения в свой адрес. По данным правозащитной организации, Китай и Россия два крупнейших поставщика оружия Хартуму. В этой связи в докладе так же упоминаются Белоруссия, Саудовская Аравия и Кувейт.



Данила Гальперович: «Международная амнистия» подошла к делу основательно - в развернутом докладе перечислены типы вооружений и транспортных средств, которые были использованы в Дарфуре в последние месяцы. Оружие это серьезное и появляется оно в этом регионе Судана, несмотря на призывы ООН не поставлять оружие воюющим сторонам - проправительственному ополчению и оппозиционным вооруженным группировкам. Пресс-секретарь «Международной амнистии» по Европе Лидия Аройо говорит, что имеются неопровержимые доказательства - в Дарфуре воюют российским оружием.



Лидия Аройо: Геликоптер российского производства был несколько недель тому назад сфотографирован в Дарфуре при военной операции. Это не означает, что обязательно российское правительство на днях экспортировало эти геликоптеры. Мы говорим, что военное оборудование, которое поставляется суданскому правительству, оно потом находит дорогу в Дарфур и там оно уже используется в нарушении прав человека и в нарушении санкций ООН.



Данила Гальперович: То, что в Судан поставляется российское оружие, официальная Москва не отрицает. Но оружие это поставляется с оговорками, заявил Радио Свобода заместитель директора департамента информации и печати МИДа России Андрей Кривцов.



Андрей Кривцов: Наше военно-техническое сотрудничество с Суданом осуществляется в полном соответствии с международными нормами. При этом мы строго соблюдаем требования резолюции ООН, запрещающие поставки вооружения в Дарфур. В этой связи в частности во всех наших контрактах содержится специальное положение, запрещающее использование российского оружия в Дарфуре.



Данила Гальперович: Какие же вооружения идут из России в Судан? Об этом в интервью Радио Свобода подробно рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.



Руслан Пухов: Россия поставляет вооружения центральному правительству в Хартуме, причем все контракты, которые начали исполняться в 2003 году, закончены уже в 2006 году. Собственно говоря, в настоящий момент поставок нет, и ни о каких новых переговорах неизвестно. Если говорить о контрактах, то речь идет в первую очередь о поставке 12 штук истребителей Миг-29 в 2003-2004 году, партии БТР-80 в количестве 30 штук в 2005 году, а так же в течение 2005-2006 года поставка 15 вертолетов Ми-17 и около 10 ударных вертолетов Ми-24, Ми-35. Собственно говоря, информации о том, что данные вооружения использовались бы в Дарфуре, ее нет, за исключением ударных вертолетов Ми-24 и Ми-35. Большинство из вышеперечисленной техники крайне сложно использовать в преследовании мирного населения хотя бы потому, что самолет Миг-29 поставлялся в версии перехватчиков, он не может наносить удары по земле, а так же вертолеты Ми-17 поставлялись в гражданской и транспортной комплектации и так же не несут неуправляемого ракетного оружия.



Данила Гальперович: Между тем именно ударные вертолеты Ми-24 названы в докладе «Международной амнистии» воюющими в Дарфуре, причем с точным указанием количества, бортовых номеров и времени появления в этой суданской провинции. Но, может быть, эти вертолеты попали в Судан помимо официальных контрактов или произведены не в России? Руслан Пухов говорит, что такого не может быть.



Руслан Пухов: С российской стороны переговорщиками и поставщиками выступало две компании, в 2003-2004 году это была российская самолетостроительная корпорация "Миг", которая занималась поставкой самолетов Миг-29, вся остальная техника шла по линии корпорации "Рособоронэкспорт", которая с конца прошлого года является единственным поставщиком вооружений и военной техники за рубеж. Соответственно, исполнителями, заводами, которые делали вертолеты Ми-17, был Улан-удинский, Казанский вертолетный завод, а Ми-24 делался в Ростове, а БТР-80 в Арзамасе.



Данила Гальперович: Российско-суданские контракты на поставки вооружений до сих пор не осуждались мировым сообществом, но указанные в докладе «Международной амнистии» факты могут изменить такое положение дел. Ведь Россия, в отличие от Китая, никогда не выражала сомнений по поводу необходимости именно международных усилий по разрешению кризиса в Дарфуре. Конечно, в Москве могут сказать, что не знали о том, что вертолеты, сделанные в России, стреляют по мирным людям в Африке, но тогда логично было бы ожидать большого кризиса в отношениях России и Судана - ведь российский МИД ясно сказал, что запрет на задействование российских вооружений в Дарфуре был непременным.



Андрей Шарый: Напомню, что Совет безопасности ООН в марте 2005 года принял резолюцию номер 1591, которая среди прочего ввела эмбарго на поставки оружия в Судан и потребовала от Хартума получать разрешение ООН на перемещение оружия в мятежную провинцию на западе страны, где за последние четыре года в результате конфликта между властями и местными христианскими повстанцами погибло более 200 тысяч человек.


XS
SM
MD
LG