Ссылки для упрощенного доступа

В "Доме Нащокина" открылась выставка "Зинаида Серебрякова. Детский портрет"


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Алексей Кузнецов: В московской галерее "Дом Нащокина" открылась выставка "Зинаида Серебрякова. Детский портрет". В экспозиции представлены малоизвестные широкой публике графические работы знаменитой художницы.



Лиля Пальвелева: Подавляющее большинство показанных на выставке акварелей и карандашных рисунков, говорит директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова, из частных, семейных собраний.



Наталья Рюрикова: Семья Лансере-Серебряковых - это огромный клан, живущий в Москве. У всех есть работы Серебряковой.



Лиля Пальвелева: Ценность этой выставки в том, что не часто можно увидеть эти работы, они не музейные.



Наталья Рюрикова: Нет-нет, практически и нет такой возможности. Это можно назвать премьерой. Мне лично эта выставка дорога тем, что это графика, и здесь контакт с ней наиболее близкий, потому что картина - это всегда... знаете, художник, кисть и картина - и ты сразу немножко отдаляешься. А это такой вид искусства, очень тонкий, очень каллиграфический, ювелирный и очень живой. В этих работах ощущаешь вот это ушедшее поколение, с которым так жестоко и так страшно расправилась наша страна.



Лиля Пальвелева: Признание пришло к Зинаиде Серебряковой в ранней молодости, в 10-е годы 20 столетия, когда была написана давно ставшая хрестоматийной картина «Утро. Автопортрет». Однако, благополучный период в ее жизни не был долгим. Смерть мужа, четверо маленьких детей на руках. Затем разлука с двумя, а с двумя - отъезд во Францию. Безденежное эмигрантское существование и полная профессиональная невостребованность художницы. Поразительно то, что следа всех этих невзгод в ее портретах нет. Дети на ее листах по-прежнему живут гармоничной жизнью. Даже приболевшие, с перевязанным горлом и заботливо уложенные в постель, они не утрачивают особой свежести, которую в русской живописи кроме Серебряковой, кажется, умел передать только Валентин Серов. Наталья Рюрикова сообщает...



Наталья Рюрикова: Здесь еще представлены письма, и мы выпустили целую книжку писем Серебряковой детям. Читать, конечно, невозможно - слезы наворачиваются. Как это в ней сочеталось, знаете, - ни жесткости, ни жестокости, не ненависти.



Лиля Пальвелева: Выставка в «Доме Нащокина» называется «Детский портрет», однако, здесь есть и несколько изображений взрослых. Среди них - ранний акварельный автопортрет Серебрякой, - совсем юной, улыбающейся своей фамильной улыбкой-полумесяцем. Все кто ее знал, говорят - она была одновременной застенчивой и смешливой.


XS
SM
MD
LG