Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. В Голландии вспоминают Пима Фортайна


Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Надежда Перцева: Пять лет назад, в мае 2002 года, в Нидерландах было совершено громкое убийство: левый активист застрелил ультраправого политика Пима Фортайна. Только теперь, спустя 5 лет, в Голландии заговорили о Фортайне не как о символе, о жертве, идее, а как о человеке.



Софья Корниенко: После убийства Пима Фортайна модно было говорить, что пресловутая нидерландская толерантность приказала долго жить. «Видимо, в Голландии уже нельзя безопасно высказывать собственное мнение», - писали как местные, так и зарубежные аналитики. То же самое модно было говорить и два года спустя, после убийства другого категоричного мыслителя, режиссера Тео ван Гога. Оба были ярыми противниками ислама, однако если Ван Гог погиб от рук исламского фанатика, то Фортайна застрелил голландец Волкерт ван дер Храф, человек совсем не религиозный…


Близкий друг Фортайна, писатель Ханс Брукхаус недавно написал о нем пьесу под названием «Пим, сообщение с того света». Актер Хелмет Вауденберг вот уже 70 вечеров играет Фортайна на сцене. В интервью телепрограмме «Нетверк» Вауденберг рассказал…



Хелмет Вауденберг: Лично я его никогда не знал, даже не встречался с ним. Для меня это большой комплимент, что люди, близко с ним общавшиеся, говорят, что спектакль произвел на них сильное впечатление. Брат Фортайна, Мартин, даже сказал мне, что впервые за пять лет он снова видит своего брата. Мне приходится в прямом смысле слова забираться в его нутро, ведь только так можно разгадать тайну персонажа – примерив его шкуру на себя.



Софья Корниенко: Надо отдать должное Вауденбергу, намного более пожилому и, если позволите, более бесформенному физически, чем был подтянутый Фортайн, – при всех этих различиях, он мастерски держит зал. По его собственным словам, было во всей жизни Фортайна что-то театральное, и смерть его на вершине славы тоже подходит для театра. Хоть и произошла она не в прямом эфире, на глазах у толпы, как у кумира Фортайна Джона Кеннеди, а на парковке голландского телевидения.



Хелмет Вауденберг ( отрывок из спектакля): Я уже почти дошел до своего автомобиля, как вдруг с соседней улицы появился молодой человек в кепке и...



Софья Корниенко: Здесь монолог актера прерывается. В полной тишине зал наблюдает за его застывшей в воздухе фигурой. Раз, два, три, четыре, пять, шесть пуль… которые всадил в политика сумасшедший молодой активист за права животных. И Фортайна становится просто по-человечески жалко. Грузное тело актера Вауденберга шумно валится на покрытую красной материей сцену.


Говорит автор пьесы, писатель Ханс Брукхаус.



Ханс Брукхаус: Мы решили, что пришло время справедливого рассказа о нем. Исламофоб, фашист, национал-социалист – все, что было самого страшного в политическом спектре, всеми этими цветами его раскрашивали. Но он не был таким!



Софья Корниенко: Долгое время Пима Фортайна - элегантного, бритоголового, с удивительно красивым черепом и правильными чертами лица человека - называли нацистом, за его попытки вернуться к этнической государственности, за призыв «закрыть границы» и объявить «холодную войну исламу». Теперь, на страницах новых воспоминаний о Фортайне, появился уязвимый бывший маменькин сынок и отчаянный утопист, который в одиночку пытался противостоять волне глобализации и миграции народов, сносящей все на своем пути. Говорить о Фортайне в пафосных тонах стало немодно, и это хорошо иллюстрирует, насколько Голландия осталась прежней, то есть – толерантной, страной, не любящей нетерпимости даже в символах.



Хелмет Вауденберг: Нет, он не был шовинистом! Его неприятие ислама – из области теории религий. Вообще, вся его политика базировалась на его любви к матери и к собственному «я», иначе говоря - на уважении к женщине и к гомосексуализму. Поэтому, когда кто-то, в силу своих религиозных убеждений, призывал к подчинению женщин или выступал с осуждением гомосексуализма, он выходил из себя.



Софья Корниенко: Отрывок из книги Ханса Бруксауса «Пим, сообщение с того света».



Запись голоса Пима Фортайна : «В юности я мечтал стать Папой Римским. Потом решил, что согласился бы и на роль Королевы. Еще много лет назад я начал обхаживать нашего молодого принца. Как глава компании годовых проездных для проезда в общественном транспорте, я выдал Виллему-Александру его первый билет, еще когда он был симпатичным мальчонкой. Только найдя путь к его сердцу, я смог бы стать Королевой. Заманчивая идея! Как жаль, что она провалилась! Аргентинка меня обошла. Только затем, на безрыбье, мне в голову пришла идея стать Премьер-министром. Никогда не понимал, почему люди так ценят этот пост? Для меня он стал бы утешительным призом. Мои истинные амбиции были гораздо выше…»


XS
SM
MD
LG