Юрий Жигалкин : США не верят в возможность гонки вооружений. Президент Буш предлагает свою программу борьбы с парниковыми газами. Одиссея американца больного туберкулезом закончилась в больничном изоляторе. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».
«Американский империализм, диктат, гонка вооружений» - эти определения из выступления Владимира Путина на совместной с греческим премьер-министром пресс-конференции вынесли в четверг в свои заголовки американские средства информации. Эти выражения соблазнили прессу по понятной причине. Впервые за почти два десятилетия Кремль прибег к словесному инструментарию "холодной" войны. Белый дом впрочем, кажется, не придал словесной атаке президента России чрезвычайного значения. Госсекретарь Кондолиза Райс лишь заявила, что ей трудно понять, как она выразилась, ракетную дипломатию, к которой прибегает Россия в последнее время. «Нам остается только сожалеть относительно нежелания России вступить в партнерские отношения в области противоракетной обороны».
Что может стоять за ракетной дипломатией России и терминологией российского президента, заимствованной из лексикона холодной войны? Многие американские наблюдатели склонны думать, что все это предназначено для внутрироссийского потребления. Вот что говорит известный американский комментатор, бывший корреспондент «Уолл стрит Джорнэлл» в Москве Дэвид Саттер.
Дэвид Саттер : Можно выдвинуть много разных предположений. Эти акции могут быть производным желания сыграть на националистических чувствах избирателей незадолго до выборов. Они могут быть отражением новообретенного чувства уверенности в рядах российского руководства, которое оно получило, благодаря нефтезаработкам. Это можетбыть соблазн поиграть мускулом, а может быть и результатом испуга по поводу потери влияния в ближайших российских пределах, и даже больше - отражением метафизического испуга из-за осознания неспособности найти достойное место в мире, в котором грубая сила, доминирование значит все меньше и меньше. В мире, где Россия больше не может диктовать условия даже украинцам или грузинам, странам, где, как ей кажется, она должна доминировать.
Юрий Жигалкин : Как вам кажется, тревожит ли Вашингтон и другие западные столицы перспектива гонки вооружений, предрекаемая Москвой?
Дэвид Саттер : Факт заключается в том, что Россия не представляет экзистенциальной угрозы Западу, подобной той, что некогда являся Советский Союз или ныне исламские радикалы. Никто на Западе не верит, что российское руководство вынашивает планы атак западные страны, модернизация российского ракетного потенциала не представляет опасности для США. И Вашингтон не рассматривает Москву противником, то есть нет объективных причин для гонки вооружений. При этом можно предположить, что массированное наращивание вооружений, если оно в планах Москвы, будет губительным для России с ее шаткой экономикой. Что дейтсвительно может тревожить западные столицы - отсутсвие твердых моральных устоев в российском руководстве. Все эти трения доказывают, что Запад не может рассчитывать на Москву как на союзника, если им дейтсвительно придется вступить в противостояние с теми, кто представляет экзистенциальную угрозу.
Юрий Жигалкин : Как могут в Белом Доме воспринимать последние заявления Владимира Путина, возвращаюие память "холодной" войны?
Дэвид Саттер : Может быть, они еще больше помогут Белому дому разобраться в том, что Россия в действительности представляет собой. Я думаю, что они осознают, что отчасти это политический театр. Белый дом вынужден воспринимать это спокойно.
Юрий Жигалкин : Это был американский политолог Дэвид Саттер.
Президент Буш выступил в четверг с инициативой нового международного соглашения по борьбе с парниковым эффектом. Новый договор должен прийти на смену Киотскому протоколу, срок которого истекает в 2012 году. Джордж Буш намерен внести это предложение на саммите "большой восьмёрки" в Германии. Подробнее о плане Буша - Ян Рунов.
Ян Рунов : Президент Буш заявил, что до конца следующего года Америка и другие промышленно-развитые государства, включая Индию и Китай, должны объявить о взятых на себя долгосрочных обязательствах по снижению парниковых газов. Буш предложил, чтобы 15 стран, промышленность которых, как считается, наносит атмосфере наибольший ущерб, собрались этой осенью для обсуждения проблемы и определения целей. А затем каждая страна сама будет решать, как этих целей достигнуть. На саммите в Германии президент США намерен призвать другие страны отменить налоги на экологически чистые, не загрязняющие окружающую среду виды энергии. Однако, у ряда европейских стран, а также у Индии и Китая иные точки зрения. О сути разногласий директор исследований проблем природных ресурсов в Институте Катона Джерри Тэйлор говорит:
Джерри Тэйлор : Существуют три различных подхода к проблеме. Страны Европы и большинство стран, подписавших Киотский протокол, считают, что, признавая опасность потепления климата, все государства должны установить точный график снижения эмиссии до приемлемого уровня к определённому году. Вместо этого США предлагают всем странам ввести политику стимулирования безотходных технологий, более широкого использования экологически чистых источников энергии и тому подобное, но без конкретных дат. Есть и третья точка зрения, которая принадлежит Китаю, Индии и ряду других промышленно развивающихся стран. Они утверждают, что проблема загрязнения окружающей среды возникла по вине промышленно развитых государств, вот пусть они и исправляют положение.
Вот эти три совершенно различные позиции надо как-то примирить, чтобы найти нечто среднее. Полностью запретить выбросы очень трудно и это слишком дорого, потому что придётся запретить использование каменного угля и других видов твёрдого топлива. О том, как это ударит по экономике, можно себе представить, но не известно, поможет ли это стабилизировать климат. Поэтому США выступают за умеренное, постепенное снижение эмиссии, требующее умеренных затрат.
Ян Рунов : Предложения президента Буша по борьбе с загрязнением атмосферы приветствовал английский премьер-министр Тони Блейр, который назвал их большим сдвигом в американской позиции.
Юрий Жигалкин : Рассказывал Ян Рунов.
В четверг стали известности удивительные подробности истории американца, зараженного особо опасной формой туберкулеза и объехавшего несколько стран, несмотря на то, что его было в списке людей не подлежащих посадке в самолет. Одна из неожиданностей - он, скорее всего, не представлял значительно опасности для окружающих. Слово - Аллану Давыдову
Аллан Давыдов : Телекомпании CNN и NBC обнародовали имя носителя редкого и опасного вируса туберкулеза, который, презрев увещевания медиков, совершил двухнедельную поездку по странам Европы и вернулся в США через Канаду. Этим человеком оказался Эндрю Спикер, 31-летний адвокат из Атланты, штат Джорджия. Сейчас он находится в госпитале в Денвере, штат Колорадо, в респираторном изоляторе. Однако еще более поразительной стала новость о том, что тесть Эндрю Спикера - Роберт Кукси - является микробиологом, сотрудником отдела исследований туберкулеза Федерального центра по контролю и предотвращению заболеваний в Атланте. Кукси заявил, что он не мог заразить своего зятя туберкулезом, поскольку оно сам проходит регулярные тесты на наличие у него вируса заболевания. По словам Кукси, он предупреждал своего зятя о том, что он может заразить людей во время путешествия.
В истории с розыском и принудительным взятием под медицинский контроль Эндрю Спикера, больного опасной формой туберкулеза, многие американские наблюдатели усматривают столкновение личных прав и интересов общественного здравоохранения. Вот что думает по этому поводу Майкл Остерхолм, директор Центра исследований инфекционных заболеваний Университета штата Миннесота.
Майкл Остерхолм : Произошедшее с Эндрю Спикером лежит на пересечении двух очень предсказуемых тенденций. Первая состоит в ожидаемом росте числа инфицированных этой лекарственно-устойчивой разновидностью туберкулеза. Проблема выходит на международный уровень, и в дальнейшем будет усугубляться. Второй фактор - человеческое поведение. Многие из тех, кто несет потенциальную угрозу инфицирования окружающих, послушно следуют указаниям представителей здравоохранения. Вместе с тем всегда были и будут больные, которые по эгоистическим или иным неясным мотивам будут делать то, что им заблагорассудится. Это та область, где общественное здравоохранение всегда будет входить в противоречие с правом на частную жизнь.
Тот же Эндрю Спикер до поры до времени следовал рекомендациям врачей, зная о том, что он является носителем опасного вируса. Но он их проигнорировал, когда ему захотелось отправиться в свадебное путешествие по Европе. Таких людей меньшинство. Но, судя по всему, к ним должны быть применены экстремальные меры, то есть, не увещевания медиков, а судебные решения, в данном случае запрещающего поездку. Карантин, в котором сейчас пребывает Эндрю Спикер, бесспорно, содержит элементы принуждения и изоляции. Но, в конце концов, эта мера направлена против заражения многих других людей. Видимо, на таких людей как Спикер, пора распространить применение административно-правовых санкций, подобных тем, что применяются против носителей вируса ВИЧ, ведущих беспорядочную половую жизнь.
Аллан Давыдов : Между тем, как утверждает директор госпиталя в Денвере, в котором содержится Эндрю Спикер, у больного нет ни кашля, ни лихорадкой, ни других симптомов серьезной болезни и риск передачи туберкулезной инфекции от него другим людям невелик.
Юрий Жигалкин : Рассказывал Аллан Давыдов. Неожиданным разочарованием для организаторов закончился первый день аукциона, на котором к продаже были предложены вещи Майкла Джексона, некогда отданные им на сохранение своему бизнес-партнеру и пошедшие в уплату его долга за проваленное предприятие. Первый день принес лишь пятьсот тысяч долларов, в то время как продавцы рассчитывали заработать пятьдесят миллионов. Самым дорогим предметом стал богато расшитый пиджак Джексона с вышитым на спине вензелем «М». Он был куплен за двадцать четыре тысячи долларов. За двадцать тысяч ушел золотой диск которым был отмечен успех альбома Джексона « We are the world ».