Ссылки для упрощенного доступа

Константин Боровой: "Цели, которые ставили президенты перед этой встречей, почти противоположные"


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие Константин Боровой.



Арслан Саидов: Мы обсуждаем итоги только что завершившейся встречи президентов России и США Владимира Путина и Джорджа Буша. У нас на линии прямого эфира Константин Боровой, бывший депутат Государственной Думы, бывший главный редактор журнала «Америка» и в недавнем прошлом лидер депутатского объединения «За атлантический диалог».


Константин Натанович, сегодня с утра на лентах информационных агентств, на интернет-сайтах можно было прочитать совершенно разные мнения по поводу итогов этих переговоров: одни очень восторженные, предложения Путина называют историческими; другие разочарованы, говорят, что президенты двух стран не смогли договориться. А вы что-то ждали от этой встречи? Какие у вас впечатления сложились?



Константин Боровой: Мне кажется, цели, которые ставили президенты перед этой встречей, почти противоположные. Это связано с тем, что задачи решаются совершенно различные. США отвечают на вызовы, пытаются решать такие глобальные задачи, скажем, борьба с терроризмом, задачи, связанные с мировой экономикой, с ее развитием. Задачи, которые ставит перед собой президент Путин и в последнее время наше государство, Россия, - это, в общем, не решение вот этих глобальных задач. Россия сегодня не подключена к этим большим проблемам. Борьба с терроризмом выродилась в России в борьбу с внутренней оппозицией. Россия сегодня не подключена к решению европейских задач, России нет в Афганистане. То, что делает Россия в связи с защитой человечества от угроз Ирана, вот этих стран-изгоев, это скорее можно назвать попыткой помешать решению этих задач. В общем, в последнее время предложения Путина – это не способ решения задач, а способ, я бы так даже сказал, нагадить в решении подобных задач. Скажем, с ПРО это больше похоже на такие провокации что ли.



Арслан Саидов: Это преднамеренные провокации, по вашему мнению, или просто это результат необдуманной политики?



Константин Боровой: Мне кажется, это осознанные решения.



Арслан Саидов: А цель?



Константин Боровой: Цель – помешать решению этих глобальных задач. Россия по разным причинам, и в связи с тем, что она уже не так сильна, не в состоянии подключиться к решению этих глобальных задач. Но, решая внутренние задачи, Путин, тем не мене, пытается остаться на плаву мировых проблем. Вот сегодня, с его, видимо, точки зрения, это единственный способ остаться в мировой политике, остаться в решении глобальных проблем – это пытаться мешать решению этих проблем.



Арслан Саидов: Константин Натанович, на ваш взгляд, сейчас можно говорить о новом этапе, о начале новой «холодной войны»? Или это все-таки некоторое проявление нового типа антиамериканизма?



Константин Боровой: У России сегодня нет ресурсов, ни материальных, ни военных, для развязывания новой войны. В общем, эти незначительные, маленькие уколы, которые испытывают и страны НАТО, и США в связи с поставками ракет на Ближний Восток, поставками террористическим организациям по существу, поставками Сирии, Ирану, какими-то действиями по усложнению создания вот этой системы ПРО, - это, конечно, маленькие такие, в общем, уколы с точки зрения больших стран, которые пытаются разрешить эти проблемы. Но это уколы, тем не менее, существенные, ощутимые. Россия, конечно, вот этими действиями президента Путина загоняет себя все-таки не в число стран-изгоев, но в число противников решения вот этих глобальных мировых проблем.



Арслан Саидов: Многие ждут от Запада, в первую очередь от США, в надежде ждут, что Запад потребует от Путина все-таки встать на путь демократии. В частности, накануне визита Путина такая влиятельная организация, как «Хьюман Райтс Уотч» призвала Буша потребовать от Путина восстановления свободы выражения мнений в СМИ, отмены драконовских ограничений на деятельность неправительственных организаций и так далее, список очень большой. Видимо, Путин, отвечая на подобные упреки, на пресс-конференции сказал, что Россия не допустит, чтобы под предлогом решения вопросов прав человека вмешивались в ее внутренние дела. По вашему мнению, подобное обращение, подобная апелляция к странам Запада – в нынешней ситуации это бесполезное дело?



Константин Боровой: Мы много раз видели, что, в общем, западные страны конъюнктурно, очень прагматично относятся к подобного рода проблемам. В тех случаях, когда ссориться с Путиным невыгодно, в общем, никто не идет на серьезную конфронтацию. Тем более, все понимают, что для Путина вопрос сохранения демократии в России, вопрос прав человека – это проблема, очень близко связанная с выживанием его политической группы, его политическим выживанием. В случае, если в России будут восстанавливаться институты демократии, это очень негативно скажется на его позиции внутри России. Если в России каким-то образом прекратится вот эта националистическая волна, то существенно ослабнет его влияние внутри страны. То есть для Путина вопрос не демократии – это вопрос политического выживания.


XS
SM
MD
LG