Ссылки для упрощенного доступа

Как Олимпиада-80 повлияла на изменение облика Москвы


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марк Крутов: Когда Москва готовилась к проведению Олимпиады-80, перед архитекторами стояла задача – показать «капиталистическому миру» то, как изменилась Москва за период существования СССР. Столица Советского Союза, принимавшая олимпийцев, по мнению партийных чиновников, должна была создать впечатление открытого, свободного и светлого города, да так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в политических, социальных, экономических успехах советского государства. О том, как Олимпиада-80 повлияла на изменение облика Москвы, в материале нашего корреспондента.



Марьяна Торочешникова: По сей день спортивные объекты Олимпиады-80 остаются памятником эпохи. Впрочем, не только спортивное строительство вошло в программу подготовки к Олимпийским играм в Москве. Тогда же были построены Олимпийский телецентр - вторая очередь Останкинского телецентра, здание главного пресс-центра Олимпиады, где сегодня размещаются РИА "Новости" и Союз журналистов, олимпийские гостиницы "Турист", "Салют", "Космос", и, конечно, Олимпийская деревня - целый микрорайон, состоящий из 16-18-этажных домов типовой серии со спортивным комплексом, торговым центром, поликлиникой.


О том, какой стала Москва после Олимпиады-80, рассказал вице-президент Академии художественной критики, историк архитектуры Алексей Клименко.



Алексей Клименко: Подготовка к Олимпиаде-80 в очередной раз проявила свойство наше национальное, которое итальянцы определяют замечательным термином "мания грандиосса", то есть таким вот стремлением уж если делать, то делать много, делать так, что ого-го. Пример тому, в частности, вот эти вот олимпийские стадионы, олимпийский бассейн на Проспекте Мира, ради строительства которого было уничтожено около тысячи исторических зданий, несколько десятков исторических переулков, в том числе, несколько замечательных, знаменитых памятников архитектуры. Вместе с тем, то, что было реализовано к Олимпиаде, это была, конечно, грандиозная работа, сказавшаяся на сегодняшней Москве. Поскольку большая часть спортивных сооружений, которыми москвичи привычно пользуются, и не только спортивные, но и гостиничные комплексы были возведены именно к Олимпиаде.



Марьяна Торочешникова: Алексей Алексеевич, а что из вот тех построек заслуживает особого внимания?



Алексей Клименко: Их много, но, вообще, лучшее из того, что было возведено в те годы, это, конечно, велотрек в Крылатском. Это просто шедевр архитектуры 70-х годов, это действительно замечательная работа и с точки зрения инженерной архитектуры. Такие упругие балки кривые, замысел и работа инженеров, и работа архитекторов замечательная. Велодорога в Крылатском, гребной канал, в общем, все то, что сделано в Крылатском и определило судьбу Крылатского как такого спортивного центра Москвы, это сделано как раз к Олимпиаде. По-моему, это замечательно. Что касается этих двух олимпийских стадиона и бассейна, которые я упомянул, на Проспекте Мира, к сожалению, это слишком грандиозно. Это некрасиво. Вместе с тем, измайловский гостиничный комплекс, например, им же пользуются до сих пор, и это вполне пристойно для своего времени. А вот гостиницу "Спорт", которую построили специально к Олимпиаде, уже взорвали. А вот этот краб, который мы видим на Лужнецкой набережной, вот такой железобетонный, страшный краб, он остался. И это тоже называлось - универсальный зал "Дружба".


В общем, очень много было сделано, и подготовка к Олимпиаде дал мощный толчок оснащению Москвы новыми комплексами. Ну, хотя бы Олимпийская деревня, хотя она из типовых домов, но, тем не менее, это хорошо по планировке, это удобно, и там было очень много творческих находок. К тому же тогда существовало понятие синтеза архитектуры и изобразительного искусства, очень много мозаик там, Церетели чуть не впервые в Москве оснащал какие-то сооружения своими шедеврами. Вот и гостиница "Космос" была в это время возведена, правда, там французы проектировали, и Центр международной торговли... Одним словом, это все как бы протуберанцы как бы той энергии, которая была в стране и которая выплеснулась в связи с этой Олимпиадой. Одним словом, любая Олимпиада - это, конечно, мощный толчок всем творческим силам, такому потенциалу страны. То, что делается к Олимпиаде, остается потом на долгие годы.



Марьяна Торочешникова: Сказал вице-президент Академии художественной критики, историк архитектуры Алексей Клименко.


XS
SM
MD
LG