Ссылки для упрощенного доступа

В Москве проходит "Неделя садов"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Михаил Саленков : В Москве во дворе Всероссийского музея декоративно прикладного искусства проходит так называемая "Неделя садов". Это традиционная выставка, посвященная современным тенденциям ландшафтного искусства. О том, какова тема "садовой недели" этого года, и что необычного можно увидеть в Москве - Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : «Неделя садов» проводится стараниями журнала «Мезонин». В обширном, площадью в 5 тысяч квадратных метров, парке усадьбы графа Остермана уже шестое лето подряд архитекторы, дизайнеры и флористы представляют свои фантазии на заданную тему. Тема этого года - «розовый сад». Хотя асфальтированные дорожки расточительно усыпаны лепестками роз, хотя их аромат пересиливает даже автомобильные выхлопы соседнего Садового кольца, в представленных работах этих растений (вот неожиданность!) не так уж много. А в проекте Светланы Цибизовой и Елены Седовой есть клумбы (да не где-нибудь, а на скате крыши беседки), но роз на них нет вовсе. Елена Седова поясняет:



Елена Седова : "Розовый сад" - это понятие не только розы, как биологический вид, но и розовый цвет. Наша идея взята из названия полотна Джеймса Уислера "Гармония в зеленом и розовом". По нашим ощущениям розовый цвет достаточно напряженный цвет. Его очень осторожно надо использовать в ландшафтном дизайне. Уравновешивается он зеленым через какие-то фиолетово-серые тона, что и присутствует в нашем саду. Поэтому та стрела, которая на крыше, она у нас насыщена розовым с переходом от такого сливового до светлого, а внизу как раз такой релакс - уравновешивание -фиолетовые, розовые, лавандовые и серые тона. На наш взгляд, вот это создает гармонию.



Лиля Пальвелева : Это зона покоя, где можно отдыхать.



Елена Седова : Да, зона покоя.



Лиля Пальвелева : Ну а самый радикальный проект нынешней «Недели садов» - это, пожалуй, архитектурная конструкция, которая выполнена из щитов, агрессивно выкрашенных во все оттенки розового. Живых растений здесь не встретишь, щитами даже газон застелен. Оказалась в этой зоне яблоня, так и ветку вместе с яблоком выкрасили. Жесткие контуры конструкции образуют условный бутон. На табличке - название - не название, скорее эпиграф. «Роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет». Подпись - Умберто Эко. Слово одному из авторов проекта Марии Ожерельевой.



Мария Ожерельева : Само понятие "роза" уже настолько обыденно - всеми любимая, всеми воспетая. Хотелось взглянуть на нее немножко иначе, представить ее историю, ее структуру. Поскольку образование базовое архитектурное, то это позволило выразить розу несколько иными способами. В принципе, она узнаваема. Многие узнают, что это бутон в полу-роспуске.



Лиля Пальвелева : Дизайнер Ольга Майорова добавляет:



Ольга Майорова : Вы знаете, вообще хотелось нам как-то несколько расширить эту тему "розовый сад". Эта тема все-таки может трактоваться достаточно широко. И сад розового цвета, и, скажем, восприятие жизни в розовом цвете. В общем, это достаточно широкая тема для обсуждения, а не только сад, в котором растут розы. Поэтому вот и розовые яблоки - некое такое хулиганство.



Лиля Пальвелева : Неподалеку от лаконичной работы Ольги Майоровой и Марии Ожерельевой - павильон, поражающий воображение пышностью и избыточностью: на траве - там и сям псевдобронзовые индийские божки, беседка увита муслиновыми драпировками, внутри стол с мисочками да вазочками. В каждой - лепестки и травы. Говорит Кристина Луферова:



Кристина Луферова : Мы представляем проект "Чаепитие в саду целебных трав или искусство выживания в условиях техногенного стресса". Мы предлагаем создавать целебную среду обитания с помощью лекарственных и эфиромасличных растений, с помощью мебели из натурального дерева ручной работы, с помощью знаний, которые нам дают как российская культура, так и индийская культура. Причем, очень интересно, индийцы по происхождению славяне, только они ушли на восток и так перемешались с местными племенами. То есть две культуры, которые достаточно тесно связаны корнями. А у нас получились, действительно, "сады махараджи", потому что пряности все пришли из Индии, Пакистана, Ирана. Таким образом, те растения, которые у нас здесь представлены, а это, в основном, лекарственные и эфиромасличные растения. Это растения, которые исконно произрастали там, в теплых краях, а потом постепенно перебрались в Европу и в Россию.



Лиля Пальвелева : Приведите пример, какие растения здесь?



Кристина Луферова : Исоп лекарственный, лаванда, шалфей лекарственный, два вида полыни, лапчатка обыкновенная или курильский чай, эхиноцея, розы, эфиромасличные растения. Без них никуда.



Лиля Пальвелева : В павильоне «Сады махараджи» посетителей обещают все дни работы выставки поить травяными чаями. Организаторы позаботились о том, чтобы все, пришедшие в парк Музея декоративно-прикладного искусства, могли предаваться летней неге. Джазовая музыка - тому подспорье. Но главное - у «Недели садов» нет ничего общего с выставками-продажами. Здесь не посадочный материал предлагают и не удобрения, а дизайнерские идеи.



XS
SM
MD
LG