Ссылки для упрощенного доступа

Олег Гордиевский: «История с Луговым только начинается»


Британское посольство в Москве готовится к трудным временам
Британское посольство в Москве готовится к трудным временам


Москва готовится к ответным действиям в связи с решением Великобритании выслать из страны четырех российских дипломатов. По крайней мере, об этом уже вовсю заявляют российские политики. Резкой была и официальная реакция МИДа.


«В Лондоне должны хорошо понимать, что задуманные британскими властями "провокационные действия" не останутся без ответа и не могут не повлечь самых серьезных последствий для российско-британских отношений в целом», - заявил российским журналистам официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин. «Интерфакс» так же цитирует слова информированного источника в Москве, который заявил, что ответ России не заставит себя долго ждать.


Между тем, премьер-министр Великобритании Гордон Браун уже заявил, что не сожалеет о решении правительства выслать четырех российских дипломатов. Об этом намерении, напомню, объявил в понедельник британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд после того, как Россия отказалась выдать Великобритании предпринимателя Андрея Лугового. Британские власти считают Лугового причастным к смерти в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ России, а впоследствии подданного Великобритании Александра Литвиненко.


О деле Литвиненко и о том, как будут развиваться российско-британские отношения, рассуждает бывший резидент КГБ в Великобритании, а ныне историк разведки, живущий в Лондоне, Олег Гордиевский:


- Дело в том, что, с одной стороны, история с Луговым кончается, но, с другой стороны, только начинается. Потому что впервые сделано заявление о мерах, санкциях, которые применяет британское правительство, потому что убили британского гражданина на британской земле, такого не было. Это требует очень крупной меры. Кроме того, до этого, все эти месяцы последние, Россия вела себя в отношении Британии вызывающе и чрезвычайно грубо. После этого, сейчас, Британия приняла против России довольно-таки скромные вроде меры, потому что они высылают четырех дипломатов, они объявляют, что они будут договариваться о мерах в европейском сообществе, и они составили список чиновников крупных российских, которым не будет доступа вообще в Великобританию. Хотя это звучит скромно, на самом деле это довольно много, потому что не известно, что примет европейское сообщество, и тоже неприятно многим крупным чиновникам быть, так сказать, персоной нон грата в Великобритании. Так что эти меры довольно существенные.


Теперь что касается будущего. В будущем Британия порвет все разведывательные отношения с Россией. Дипломатического сотрудничества тоже быть не может практически, кроме элементарно, там обмен нотами, каких-то визитов. Потому что Россия выступила против всех общественных организаций - общественных, не государственных - которые существовали на какие-то подаяния других стран, не на свои деньги, и почти все их распустила, ограничила и обвинила Англию, что Англия поддерживает организации, которые содержатся на иностранные деньги и так далее. Значит, Англия не сможет работать с этими общественными организациями. А что ей работать с правительством, которое неизвестно, чем занимается? Так что в течение нескольких лет будет такой, довольно низкий уровень дипломатических и других общественных тоже отношений между Россией и Великобританией или Британией и Россией.


Но, я думаю, что либо пойдет гора к Магомету или Магомет пойдет к горе. Где-то со временем все это будет примерно улучшаться и со временем отношения, если не наладятся, но они, так сказать, немножко нормализуются.


- У меня был разговор в конце прошлого года с одним британцем, довольно хорошо знающим Россию и занимавшимся Россией. Он сказал мне следующее: что британская реакция будет не слишком громкой, если не будет у британских властей полного ощущения или даже знания того, что к убийству Александра Литвиненко приложило руку именно российское государство, что это не частная инициатива отдельного лица. Как вы считаете, судя по той реакции, которая состоялась, получается ли, что британские власти уверились в том, что, как минимум, приложило руку к этому убийству российское государство?


- Они, конечно, уверены, у них сомнений нет. Но они, во-первых, вежливые люди. Во-вторых, все-таки они не хотят международных крупных осложнений. И то, что они сказали, что будут обсуждать в европейском сообществе, это и есть намек, что эта информация о том, кто участвовал, кто дал санкцию и контролировал, они все это расскажут в европейском сообществе. На большом ли заседании или по отдельности, с удовольствием расскажут это и Польше, и Германии, и Франции, и другим дружественным странам, таким, как Дания, Швеция, Финляндия. Так что это будет хорошо и широко известно в Европе на таком высшем уровне. Поэтому нет, у них сомнений нет. Но у них большие сомнения, как это подавать. Британская реакция и британские действия всегда мягкие, осторожные.


- Правильно я вас понял - вы уверены в том, что Александр Литвиненко за какое-то время до смерти рассказал в подробностях о том, что происходило с ним, британским правоохранительным органам?


- Абсолютно уверен. Я знаю от него и Марины, и от Саши из Нью-Йорка, и от Березовского, и всех, кто был, и от полицейских. Они ходили ко мне, тут сидели у меня в комнате два раза и все рассказывали. Так что это совершенно точно, что последние четыре дня, потому что до этого он так еще хитрил и как-то не хотел все раскрывать, хотя он был очень больной (очень больной), но когда он понял, что он умирает, за четыре-пять дней перед смертью, он стал все рассказывать. И там мне говорили, полицейские сидели с ним просто с раннего утра до позднего вечера, пока он просто не отключался. Так что они знали от Литвиненко все, все, все.


Вот еще несколько выдержек из вчерашнего заявления министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда. Он заявил, что, если Луговой отправится в любое другое государство, Великобритания будет добиваться его выдачи. Он так же отметил, что речь идет о преступлении, совершенном на территории Великобритании против британского подданного. Полиция собрала ряд неопровержимых улик против Андрея Лугового. Он официально заявил, что вновь может повторить следующее: «Это тяжелейшее преступление было совершено в Лондоне в ноябре 2006 года, когда мистер Луговой отравил мистера Литвиненко смертельной дозой полония-210».


XS
SM
MD
LG