Ссылки для упрощенного доступа

Российские академики обеспокоены клирикализацией страны


Программу ведет Михаил Саленков.



Михаил Саленков: Российские академики написали письмо президенту Путину, в котором выражают свою обеспокоенность клирикализацией страны, захватом церковью все больших и больших сфер общественной жизни. Ученые напоминают российскому руководству, что Россия светская страна и подобные действия церкви в светском государстве неуместны.


Я побеседовал с одним из авторов письма, нобелевским лауреатом, академиком Виталием Гинзбургом.


Виталий Лазаревич, почему вас беспокоит клирикализация страны? В чем это проявляется? И что вы предлагаете в письме руководству страны?



Виталий Гинзбург: Существуют два мировоззрения: научное или естественно научное и религиозное. Что такое естественно научное мировоззрение? Это человек изучает природу, природные явления, ставит опыты, получает какой-то ответ, выдвигает какие-то гипотезы, потом их проверяет и так движется вперед, так движется наука. Но движение это просто потрясающее. Успехи науки, я думаю, всякому интеллигентному человеку, по крайней мере, достаточно известны. Это научное естественное мировоззрение.


Что такое религиозное? Тысячу лет назад, когда никакой науки не было, люди, естественно, выдумывали всякие сказки о том, что есть Бог, что он управляет и прочее, прочее. Это нашло яркое выражение в Библии. Библия, кстати, чтобы не было недоразумений, это высокоценное художественное и историческое произведение, но правды там, конечно, никакой нет. Потому что, что утверждает Библия? Что Бог создал мир, например, создал человека таким, какой он есть сейчас. Но наука утверждает, что это бред просто. Антропология ясно показывает, как эволюционировал человек. Вот говорят, человек произошел от обезьяны. Это же слова. На самом деле у них есть общий предок, это огромная разница. А они считают, что это все разом получилось. Ясно, что это не имеет никакого отношения к действительности.


Так вот школа, обязательная средняя школа, - есть тот основной орган, где происходит образование. Мы вовсе не выступаем против религии. Хочешь верить - верь, пожалуйста, но наука с этим согласиться не может. Обязательно среднее образование, мы должны выпустить знающих людей. Ну что же выпустить такого троглодита, который, понимаете, считает, что его сразу сделали? Это же смешно.



Михаил Саленков: Виталий Лазаревич, можно, перебью вас?



Виталий Гинзбург: Да, пожалуйста.



Михаил Саленков: Вы в письме написали, что это клирикализация проявляется во многом. Кроме возможного введения в школах этого предмета "Основы православной культуры", что еще?



Виталий Гинзбург: Я перехожу как раз к вопросу, который вы мне задали. Церковь хочет иметь государственные функции и вообще влиять на развитие общества. Священники в вооруженных силах: спускается новый корабль, так его освящают и вообще новое здание, его освящают. Что это такое? Что такое освящение? Это побрызгал святой водой. А что такое святая вода? Обычная вода, над которой, так сказать, там что-то покадили. Они утверждают, что есть такая наука теология, то есть богословие, и они хотят, чтобы ВАК (Высшая аттестационная комиссия) давала так же звание доктора богословских наук или кандидата богословских наук. То есть, чтобы религию как-то приравнять к науке.


Наше письмо имеет следующий смысл, что нельзя их подпускать дальше области, где религия является просто мерой, не связанной с деятельностью людей. А для развития общества, в частности, нашего, конечно, нужно внимание к науке, а не к религии. Вот и все.



Михаил Саленков: А в этом письме, что вы предлагаете руководству страны?



Виталий Гинзбург: У нас есть законы. Введение в школе религии - это есть нарушение Конституции и законов. Наша страна светская, у нас церковь отделена от государства.



Михаил Саленков: Вы говорите о том, что нужны образованные люди стране. А тут же ведь не пропаганда церкви, а это просто детям рассказывают о том, что есть такая религия, есть такая религия, есть такая религия. Не будет ли минусом для них то, что они этого не знают?



Виталий Гинзбург: То, что интеллигентный человек должен знать историю немножко религии, никто и не отрицает. А вот если маленький мальчик, скажем, девочка, ей вдалбливают совершенно неверные вещи, так это ее портит, ей приходиться переучиваться потом.



Михаил Саленков: А как же рассказывать тогда детям о религии? Вообще о ней не говорить?



Виталий Гинзбург: В младших классах - а зачем? Человек в 15-16 лет, уже ему прекрасно можно историю религии... Зачем она ему в младшем классе? У нас же многонациональная и многоконфессиональная страна. Они не заботятся вводить основы магометанской морали, они заботятся только о православии. В школах, какой-нибудь класс, там может быть 10-20 процентов татар, так что, они должны православную культуру что ли изучать?



Михаил Саленков: Виталий Лазаревич, а как делать с этим освящением кораблей, домов, машин, чего угодно? Запретить?



Виталий Гинзбург: Если это частное дело, например, вы купили машину и вы верующий, хотите освятить, - освящайте. Когда речь идет о государстве... Вы сами подумайте, почему спуск боевого корабля или какой-то новый танк, почему он, во-первых, принадлежит православным только? Непонятно. И мулла должен там же освящать, и раввин. Простая вещь, отделение церкви от государства, церковь должна знать свое место, коротко говоря.



Михаил Саленков: Такого мнения придерживается лауреат нобелевской премии, академик Виталий Гинзбург и его коллеги, подписавшие открытое письмо Владимиру Путину, где выражается обеспокоенность клерикализацией страны. А сейчас с нами на прямой связи с московской студией по телефону священник Яков Кротов.


Яков Гаврилович, доброе утро. Думаю, вряд ли вы согласитесь с доводами академиков.



Яков Кротов: Доброе утро. С доводами я согласиться в целом готов, конечно, клирикализация - это очень плохо. Согласиться, что Бога нет, я как-то пока морально не готов. Во всяком случае, наука не говорит, что Бога нет, это у Виталия Лазаревича остатки атеистического воспитания, такого упрощенного, 20-х годов. Но мне кажется, есть более широкий контекст и в этом контексте меня это письмо категорически не устраивает. Проблема не в том, будут освящать подводную лодку атомную или нет, за частный счет или за государственный. Проблема в том, что не должно быть атомной подводной лодки. Страна дико милитаризована, Академия наук, наши физики, химики, 90 процентов ученых работают на войну и они только конкурируют с государственной кормушкой, чтобы они, а не церковь, получали за это деньги. Вот корень проблемы. Проблема не в том, что на Лубянке освящают церковь для КГБ. КГБ быть не должно. Значит, пока наши академики рассуждают как типичные советские фрондеры, придворные, которые просто делят деньги. Надо ставить вопрос шире - о свободе не просто, кого больше, для физиков или для клириков, а о том, чтобы была свобода и мир для всей страны. Вот это будет по-христиански и по-гуманистически.



Михаил Саленков: Яков Гаврилович, а стоит ли, на ваш взгляд, вводить в младших классах школы предмет "Основы православной культуры"?



Яков Кротов: "Основы православной культуры" вводить нельзя, потому что формулировка эта лукавая, христианину лукавство запрещено, и церковь должна прямо сказать, что это будет Закон Божий. Вводить это в принудительном порядке не следует, религиозное, христианское воспитание должно осуществляться в семье и должно быть разрешено в семье, в воскресных школах любых конфессий. В школах, в том числе и в младших классах, если идет обучение основам мировой культуры, основам мировой цивилизации, в рамках этого конечно хорошо бы рассказывать о различных религиях с акцентом, наверное, на ту, которая больше распространена в России. В младших классах это все в очень гомеопатических дозах должно быть, иначе будет тошниловка и обратный эффект.



Михаил Саленков: Спасибо, Яков Гаврилович.



XS
SM
MD
LG