Ссылки для упрощенного доступа

Россия заняла значительную часть в докладе Всемирной организации против пыток


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Валович.



Александр Гостев: Эксперты программы «Обсерватория по защите прав правозащитников», организованной Международной федерацией прав человека и Всемирной организацией против пыток, опубликовали очередной ежегодный доклад за 2006 год, в котором представлены данные о нарушениях прав правозащитников и ограничений свободы объединений в 90 странах мира. Значительная часть доклада посвящена ситуации в России и странах бывшего Советского Союза. Вошли в доклад и эпизоды о нападениях на правозащитников в Петербурге.



Татьяна Валович: Убийство Анны Политковской глубоко потрясло международную общественность, однако в том же 2006 году трагически погибли многие другие, менее известные за пределами своих стран правозащитники. Согласно собранным Обсерваторией сведениям, в 2006 году было зафиксировано 1306 случаев нападений на правозащитников и репрессий против них в 90 странах мира» - говорится в годовом отчете Обсерватории по защите прав правозащитников. Обсерватория - это программа оповещения, мобилизации и защиты, созданная Международной федерацией прав человека и Всемирной организацией против пыток. Эта программа является ответом международного сообщества на систематические преследования правозащитников. Петербургская общественная организация «Гражданский контроль», входящая в Международную федерацию прав человека и принимавшая активное участие в составлении годового отчета Обсерватории, представила журналистам части доклада на русском языке, посвященные странам Европы и СНГ. В презентации принял участие вице-президент Международной федерации прав человека и председатель белорусского правозащитного центра "Весна" Алесь Бяляцкий, принимавший участие в составление доклада по странам бывшего Советского союза.



Алесь Бяляцкий: Он является одним из самых серьезных и проверенных документов как для ОБСЕ, как для Организации объединенных наций, для Совета Европы, для Европейского союза и так далее. Наверное, более авторитетный и полный документ, в котором описываются случаи преследования правозащитников во всем мире, ситуация по нашему региону оценивается, как достаточно плохая, оценивается, что она ухудшается. Причем подчеркивается, что виновато в этом ухудшении ситуации с правами человека, как правило, является государство или те неформальные группы, которые поддерживаются явно или неявно государством. И очень часто используется закон в виде такого репрессивного инструмента против правозащитников, против правозащитных организаций, это касается в частности, например, и Узбекистана, и Белоруссии, и России в том числе.



Татьяна Валович: Физическая расправа с правозащитниками и угрозы в их адрес, ограничения свободы объединений и мирных собраний, отказ в перерегистрации общественных организаций под различными предлогами, легализованный принятием ограничительного законодательства в отношении неправительственных организаций - вот далеко неполный перечень сведений, вошедших в отчет Обсерватории по России. И хотя правозащитникам удалось смягчить некоторые моменты в законодательстве о некоммерческих неправительственных организациях, председатель петербургской организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев считает, что исправить его невозможно.



Борис Пустынцев: Часть драконовских норм нам удалось отбить. По имеющейся у нас информации, осенью в него будут внесены еще поправки, немножко его смягчающие. В принципе его исправить невозможно, его надо отменять вообще. Этот закон не может быть принят в цивилизованном государстве, в условиях конституционной демократии, для этого закона нет просто места.



Татьяна Валович: И как пример, Борис Пустынцев обрисовал ситуацию, в которую попали петербургские организации «Гражданский контроль» и «Беллона». Сейчас их проверяет городское управление Росрегистрации. Проверка носит плановый характер и сначала она проходила в правовом поле. Но несколько дней назад чиновники потребовали предоставить всю переписку за последние три года, что, конечно, удивило правозащитников. Обратившись к чиновникам за разъяснением, имеет ли право Росрегистрация проверять корреспонденцию, руководитель «Гражданского контроля» Борис Пустынцев узнал, что он неправильно трактует закон, а требования чиновников обоснованы.



Борис Пустынцев: Я написал письма Элле Памфиловой, председателю Комиссии по правам человека при президенте, Виктору Плигину, одному из авторов этого закона, подразумевал ли законодатель столь тотальный контроль над деятельностью неправительственных организаций, что это, на наш взгляд, является возвращением к советской практике полицейского государства.



Татьяна Валович: Вероятно, этот случай попадет в следующий годовой отчет Обсерватории по защите прав правозащитников, так же как и нападение на известного петербургского судебного эксперта по делам с расистским и национальным окрасом Валентину Узунову. В нынешнем же отчете среди репрессий против правозащитников Петербурга перечислены убийство члена организации «Африканское единство» Самбы Лампсара, незавершенное расследование убийства председателя Комиссии по правам меньшинств Николая Гиренко, нападение на специалиста в области межэтнических отношений Дмитрия Дубровского и другие. С полным отчетом Обсерватории по защите прав правозащитников можно познакомиться на официальном сайте организации Международная федерация прав человека.


XS
SM
MD
LG