Ссылки для упрощенного доступа

В Москве будет ограничено проведение массовых мероприятий возле памятников культуры


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Виктор Нехезин: В Москве будет ограничено проведение массовых мероприятий возле памятников культуры. Согласно постановлению мэра столицы Юрия Лужкова, власти города или префектуры могут отказать организаторам митингов и демонстраций в их проведении вблизи памятника, если тот находится в аварийном состоянии. На деле это означает, что теперь проведение митинга, если вдруг рядом с его запланированным местом окажется памятник истории или культуры, будет согласовываться и, в том числе, с Комитетом по культурному наследию Москвы, так называемым Москомнаследием. Заключение о возможности или невозможности проведения акции возле исторического памятника будет давать именно он. Однако в самом Москомнаследии точно не знаю, какую роль им придется играть. Как пишет издание «Газета.Ру», в комитете пояснили, что подготовкой документа занималось Управление по работе с органами обеспечения безопасности столицы, и Москомнаследие лишь давало свое согласие на разработку этого документа. Пока в комитете текста постановления, собственно говоря, вообще нет. Кроме этого, «Газета.Ру» пишет о том, что Москомнаследию придется всерьез заниматься общественной жизнью столицы, поскольку в одном лишь Центральном административном округе Москвы находится более 1,5 тысяч охраняемых объектов. Например, в районе Театральной площади – Большой театр, гостиница «Метрополь», Дом союзов и многое другое. Противники этого нового постановления уже назвали его «антиконституционной попыткой ограничить проведение акций перед выборами».



Ольга Вахоничева: Не успел мэр Москвы Юрий Лужков подписать постановление, определяющее процедуру проведения уличных мероприятий вблизи памятников истории и культуры, как активисты политических движений и организаций уже заявили о готовности оспаривать его в суде. По мнению лидера движения «УРА» Сергея Шаргунова, это очередная попытка властей запретить инакомыслящим проведение любых митингов и акций.



Сергей Шаргунов: Это чудовищный произвол, потому что мы считаем, что граждане имеют право собираться вообще, где им заблагорассудится, и у нас в Конституции существует уведомительный порядок проведения мероприятий. Я за такой большой политический Гайд-парк, который будет способствовать развитию пресловутого гражданского общества. А в данном случае вместо Гайд-парка нам предлагают зоопарк, то есть граждан хотят поместить в одну клетку, где представители самых разных организаций будут тесниться и тусоваться. Власть должна уже сказать не то, что «мы запрещаем вам собираться в других местах, кроме отведенных», а «вообще запрещаем». Давайте вообще отменим все массовые мероприятия, любые митинги и демонстрации. Это было бы более логично. Я думаю, это недалекий день, и в ближайшее время мы столкнемся именно с этим. Конечно, мы намерены действовать в рамках Конституции, и поэтому по-прежнему будем проводить свои мероприятия в обычных местах, в центре города, пикетировать разные государственные учреждения, потому что произвол властей для нас не может быть выше, чем действующее законодательство, а именно – основной закон страны.



Ольга Вахоничева: В постановлении, в частности, прописано, что организаторам публичного мероприятия может быть отказано в его проведении, если объект «находится в аварийном состоянии, если на его территории проводятся ремонтные, реставрационные или консервационные работы». Эта как раз та лазейка, которая позволит префектурам запрещать проведение акций, сохраняя при этом нейтралитет, считает помощник депутата Государственной Думы Александра Яшина, руководитель Центра Международной ассоциации Союза архитекторов Елена Косоренкова.



Елена Косоренкова: Это постановление по своей сути, во-первых, полуполитическое, потому что через полгода предстоят выборы. Потом, по сути дела, оно, в общем-то, однобокое и сырое. Для того чтобы выпустить такое постановление, конечно, к нему было бы очень хорошо иметь предварительно составленный список, реестр памятников, которые находятся в аварийном состоянии. И там же указать, каков срок их реконструкции и реставрации. Потому что сейчас сложится такая ситуация, когда в префектуру будут подавать политические партии и движения заявки на проведение митингов, а префектуры будут говорить: «А у нас этот памятник находится в аварийном состоянии. И вот очень интересно потом собрать такую информацию, если какая-то политическая организация или общественная организация займется этим по результатам выдачи информации из префектур о состоянии памятников, их аварийности, и мы просто сейчас получим то, что вся Москва находится в аварийных памятниках.



Ольга Вахоничева: Другой благовидный предлог мэрии, по которому организаторам акций может быть отказано в их проведении, звучит так: «Если проведение митинга или демонстрации создаст ограничения для доступа других граждан на территорию памятника». Вот как трактует эту норму постановления Сергей Шагунов.



Сергей Шаргунов: Мы всегда старались договариваться, во-первых, с соответствующими органами. Раньше было все проще, можно было подать просто в префектуру, сейчас все усложнили, и массовые мероприятия требуют согласовать с мэрией. Всегда все проходило нормально, мирно, наоборот, граждане зачастую присоединялись к нашим мероприятиям. Я вообще не знаю практически ни одного случая, когда бы политические акции препятствовали горожанам. Как правило, акции проводятся, допустим, на Театральной площади – вот такое традиционное место – у памятника Марксу. Там, понятно, нет движения машин, люди мимо ходят. Поэтому никакого препятствия акции в центре города, конечно, не вызывали хождению граждан, жизни москвичей, гостей столицы. Машины точно так же ездят. Конечно, все это надуманные предлоги. Понятно, что просто некоторые государственные чиновники оборзели.



Ольга Вахоничева: Большинство акций по традиции проводят в центре города. Как известно, все центральные площади столицы соседствуют с памятниками истории и культуры. «Хороший повод ограничить проведение наиболее массовых мероприятий», - уверен лидер «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаров.



Гарри Каспаров: Лужков принимает собственные законы. Понятно, что центральная власть ему открыто в этом попустительствует. Законы, принимаемые Мосгордумой, во многом противоречат Конституции и нарушают, ограничивают наши права на проведение таких мероприятий. И вот один из поводов, который выбирает Лужков, - это большое количество памятников, имеющих историческую ценность, в Москве, которыми практически заставлен весь город, по крайней мере, центральная часть города. И совершенно очевидно, что принятие вот этой очередной подзаконной инициативы Лужкова, которая явно с подачи Кремля принимается, сделает практически невозможным проведение каких-либо массовых мероприятий в центре Москвы. Это, безусловно, антиконституционно, и мы это будем обжаловать. Надо понимать, что власть, в общем-то, использует любую зацепку, чтобы не допустить проведение массовых акций в центре Москвы и других крупных городов, в том числе Петербурга.



Ольга Вахоничева: По информации РБК, мэрия столицы уже выделила специальную площадку на набережной Тараса Шевченко для проведения митингов и шествий. Правительство Москвы рекомендует «всем партиям и движениям направлять свои заявки с учетом этого адреса», подчеркнул первый заместитель руководителя пресс-службы мэра и правительства Москвы Михаил Соломенцев.


XS
SM
MD
LG